32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
в 17в, в Италии появляется новый большой стиль - барокко
Барокко – (от итл. barocco причудливый, странный). Один из главенствующих стилей в европейской архитекторы конца 6 - середины 8 вв.
Основные черты барокко – динамика, тк искусство 17в отражало мир в изменчивости и движении. Барокко - соединяло, казалось бы, несоединимое вещи- мистику, фантастику, повышенную экспрессию, а с другой стороны трезвость, рассудительность и деловитость.
В архитектуре барокко есть сложная планировка, обилие декора, скульптуры, цвета.
В религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичеств.
В портретах преобладает парадный портрет. Часто нарастает гиперболичность (преувеличение), патетика(взволнованность), живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, расширить пространство.
Барокко в архитектуре – динамика, ощущение изменение формы, стремительность, уход от правильных геометрических форм
Франческо Борромини
– экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Крупнейший мастер пространственных строительных решений.
«Церковь Сан Карло»- эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме. У церкви углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда название — алле Куатро Фонтане. Фигуры ангелов поддерживает большой овал с изображением герба.
Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым творением эпохи расцвета римского барокко.
«Церковь иль Джезу»- Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фрескана плафоне церкви. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости.
Бернини
Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре.
Творения Бернини в области архитектуры включают в себя церковные и светские сооружения, а также работы по городскому благоустройству. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Наиболее известные его работы — это колоннада перед собором святого Петра внутреннее убранство и площадь Святого Петра. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини.
Бернини в основном занимался уже существующими церквями, однако несколько церквей спроектированы им с нуля. Наиболее известна небольшая, но богато украшенная овальная церковь Санта- Андреа-аль-Квиринале.
Так же Бернини был прекрасным скульптором. Его работы – «Давид»- В отличии от Давида Микеланджело, который находиться в равновесии, лицо напряженно, но не искаженно, Давид Бернини в движении. Мы видим мгновение, напряжение всех сил, нет равновесия.
ИТОГ: вертикаль- одна точка зрения, диагональ в барокко – разные точки зрения.
«Похищение Прозерпины»- динамика, экспрессия, пересекающееся диагонали. Мрамор будто приобрел мягкость. Видно, как кожа продавливаться под пальцами в это й скульптуре. Смотря на эту скульптуру, мы можем сказать, что, Барокко — это вихрь, напряжение всех сил и очень яркие эмоции и болезненный интерес к плоти и фактуре вещей.
Живопись в барокко
Караваджо - Итальянец, который совершает революцию в искусстве. Главные приметы караваджизма: максимальная реалистичность, отсутствие театрального антуража (нарядных костюмов, пышных платьев, барочных завитков и тд), максимальная передача объёмности фигур, а также резкий контраст света и тени - прием кьяроскуро, придуманный Караваджо. Картины написаны на темном фоне, силуэты людей светлые, преобладают мрачные цвета. Основные жанры: портрет и цены повседневной жизни.
Отдельная ветвь караваджизма — тенебризм. Тенебристы развили принципы караваджизма до самых крайних проявлений: у них темные краски явно преобладают над светлыми, много ярких световых контрастов, которые подчеркивают драму реальности. Идеальная работа тенебриста должна выглядеть так: белый череп на темной ткани, который выглядит максимально реалистично.
Для позирования выбирает людей с обычными лицами.
С Караваджо начинается эпоха барокко.
Примеры работ: «Юноша с корзиной фруктов», «Корзина фруктов» (барокко воспевает красоту плоти). «Призвание апостола Матфея»- Мрачный колорит, эмоционально экспрессивный. Очень выразительные позы, никто не находиться в состоянии покоя. « Опаливание Христа, положение во гроб»
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер