logo
История зарубежного ИЗО

2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.

Шумеры

Шумеры создали уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне.

Архитектура

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало.

Шумерский храм строили на утрамбованной глиняной платформе - зиккуратами (зиккурат в Уре).

К платформе вели длинные лестницы или пандусы - пологие наклонные площадки. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон, свет проникал в помещения через проемы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и о повседневных делах. Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других.

Дворцы правителей были со многими внутренними дворами (дворец А в Каше), стены украшались мозаиками из раковин (боевые сцены).

Вокруг храма или дворца формировалась жилая застройка, которая носила стихийный характер, поэтому возникали узкие, кривые, часто тупиковые улицы. Жилые дома были прямоугольные в плане, без окон, с внутренними двориками, с глинобитными стенами.

В Двуречье почти не использовалась колонна, криволинейные линии.

Потом происходит смешение шумер и аккад.

Скульптура

Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант, который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму.

Также существовали посмертные маски и маленькие скульптуры правителей (скульптура Гудеа из Лагаша). Кроме того, создавались стелы, изображавшие сцены из жизни царей, где все фигуры, подобно египетским, изображаются в профиль, а плечи в фас. Глаза у скульптур шумеры тоже ихрустрировали.

Шумерской скульптуре никогда не придавали портретного сходства, главная ее особенность - это условность изображения.

Вавилон

Архитектура

Формируется тип дворцовой архитектуры – бит-хилани («дом-галерея»). Это здание с портиком между двумя башнями. Портик имеет одну либо три колонны. Для украшения часто использовался орнамент в виде плетенки (сплетенных в косу волнистых линий).

Композиция в этот период – это сочетание форм и узоров в их многообразии. Цвет носит символический характер.

Крупные постройки Вавилона:

- огромный дворец Навуходоносора 2 с "висячими садами" царицы Семирамиды, которые греки считали одним из чудес света.

- зиккурат, называвшийся Этеменанки, посвященный верховный богу города Мардуку. Высота зиккурата равнялась девяноста метрам, и именно его принято считать прототипом библейской Вавилонской башни. 

- ворота богини Иштар - одни из восьми парадных въездных ворот, носивших имена восьми главных божеств. От каждого из въездов вела священная дорога к храму того же божества. Таким образом, ворота были частями храмовых комплексов, и вся территория города воспринималась как священное пространство.

Скульптура

До нас дошли статуэтки личных божеств и гениев-хранителей. Найдены печати со сценами, которые воспроизводят сюжеты аккадского времени: борьбу героя со львом, суд над птицечеловеком, крылатых драконов, быков с человеческой головой.

Ассирия

Архитектура

На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. Дворцы и храмы Ассирии часто повторяют постройки Двуречья (бит-хилани, зиккураты).

Новизна заключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец (дворец-цитадель). Появился новый тип города - город-крепость с единой строгой планировкой.

Площадь города – 18га, площадь дворца в нем – 10га. Дворец возведен на платформе высотой 14м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли въезжать колесницы и всадники. Всего во дворце около 200 помещений.

Скульптура

По сторонам от входа во дворец стояли статуи крылатых быков – шеду (добрых духов, охранителей входа). Они служили опорами арок и достигали в высоту 5.5м. Такие статуи были пятиногими: добавочная нога создавала иллюзию шага животного по направлению к зрителю.