logo
История зарубежного ИЗО

3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.

Жи­во­пись и рельеф

Что ри­со­ва­ли

Егип­тяне де­ла­ли на­стен­ные рос­пи­си на сте­нах хра­мов, двор­цов и гроб­ниц. На рос­пи­сях гроб­ниц можно уви­деть сцены из обыч­ной жизни: от вспаш­ки полей до пир­шеств. Егип­тяне ве­ри­ли, что эти ри­сун­ки, на­ри­со­ван­ные на сте­нах гроб­ни­цы, ожи­ва­ют в за­гроб­ном мире.

Как ри­со­ва­ли

Су­ще­ство­вал канон изоб­ра­же­ния фи­гу­ры на плос­ко­сти (в рос­пи­сях и ре­лье­фах): го­ло­ву и ноги изоб­ра­жа­ли в про­филь, плечи – в фас. Форму го­ло­вы – в про­филь, глаз – в фас. Все части тела – в наиболее выигрышном ракурсе, чтобы предстать перед богами в лучшем виде. Канон будет сохраняться на протяжении тысячелетий.

Цвет в рельефах и росписях имел символическое значение и трактовался плоскостно. Характерная тематика рельефов: владелец гробницы в сценах охоты, рыбной ловли, наблюдения за хозяйственными работами, принимающий жертвы.

Характерная для египетского искусства колористика основана на использовании золотистых, коричневых, красных, черных, ярко голубых оттенков. Композиция строится на основе тональных контрастов.

Позднее в росписях появляется пейзаж со стилизованными формами растений. В усыпальницах можно проследить три основных цикла сюжетов росписей: сцены земного бытия, оживление тела для перехода в царство мертвых, жертвенный пир.

Рельефы располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архи­тектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур.