logo
История зарубежного ИЗО

4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.

Скульп­ту­ра

Егип­тяне изоб­ра­жа­ли фа­ра­о­нов.

Су­ще­ство­ва­ли также скульп­ту­ры вель­мож и про­сто­лю­ди­нов (пис­цов, чи­нов­ни­ков, ре­мес­лен­ни­ков). • Ста­ту­эт­ка пи­во­ва­ра • Си­дя­чий писец

Скульп­ту­ры в гроб­ни­цах вы­пол­ня­ли ту же роль, что и мумии, – обес­пе­чи­ва­ли умер­ше­му по­смерт­ное су­ще­ство­ва­ние в за­гроб­ном мире.

Пра­ви­ла скульп­тур­но­го изоб­ра­же­ния

Статуи, согласно канонам, исполнялись фронтально, сочетая черты сходства со стилизацией. Иногда в одном изображении сочетались элементы человеческой фигуры и животного. Помимо камня скульптуры выполнялись из металла и кости.

Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчи­вости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас огромной внут­ренней энергией. Жизнь и наблюдательность сосредоточиваются на инди­видуализированных лицах портретируемых. Я р кая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица.

Егип­тяне все­гда изоб­ра­жа­ли богов боль­ше­го раз­ме­ра, чем фа­ра­о­нов, а фа­ра­о­нов – боль­ше­го раз­ме­ра, чем обыч­ных людей. Кожу муж­чин на скульп­тур­ных порт­ре­тах де­ла­ли более тем­ной, жен­щин – свет­лой.

Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно медленно совершают они свой первый шаг в вечность. Сидя­щие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения.

Для чего егип­тяне де­ла­ли скульп­ту­ры сфинк­сов

Егип­тяне ве­ри­ли, что ста­туи сфинк­сов охра­ня­ют храмы.

Сфинкс – фан­та­сти­че­ское су­ще­ство с телом льва и го­ло­вой че­ло­ве­ка (часто порт­рет фа­ра­о­на) или ба­ра­на. Его егип­тяне по­чи­та­ли как хра­ни­те­ля древ­них зна­ний.

Круп­ней­ший из со­хра­нив­ших­ся сфинк­сов – Боль­шой сфинкс в Гизе. Вы­се­чен из целой скалы, изоб­ра­жен с лицом фа­ра­о­на Хе­фре­на.