logo
История зарубежного ИЗО

33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.

Веласкес- начинает с жанра бадегонес (это разновидность бытового жанра). Уже в этом жанре проявился демократизм Веласкеса и его колористическое мастерство. Эти работы были монохромные, но при этом художник достигал нужного эффекта. Мы знаем Веласкеса, как одного из выдающихся портретистов. Он автор как парадных, конных так и детских портретов (в которых ребенок не выглядит старше своих лет).

Его парадные портреты отличаться великолепной передачи фактуры (тканей предметов). В парадных портретах Веласкес выступает как глубокий психолог, в одних лицах он не скрывает ничтожество персонажей, в других он умеет передавать сложность, неоднозначность человека.

Примеры: «Филипп 4» - в этой картине мы видим, что костюм важнее чем человек. «Эльпримо» здесь человек важнее костюма. Портреты шутов выглядят более глубокими аристократичными.

Веласкес является композиционным гением

«Менины»- в этой картине мы можем наблюдать влияние караваджизма, динамичную композицию. «Веласкес придумал трюк: он перенес фигуры королевской четы из иллюзорного в реальное пространство, а зрителей – наоборот. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители? За пределами холста или внутри него? Именно на нас направлен взгляд карлицы, да и сам Веласкес смотрит в нашу сторону. Собака принюхалась, как будто почувствовала присутствие чужих, – а значит, нас заметили, знают о нашем присутствии, знают, что за ними наблюдают. Вот эта ценность зрителя для художника, разговор с ним – и есть самое главное в этой картине.

Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Все, что происходит на картине, происходит только здесь и сейчас и закончится секунду спустя. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе, исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут, и король с королевой… Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. Но смотрит и художник. Он здесь и объект наблюдения, и его субъект. «Пряхи»- композиционно картина состоит из двух частей. На переднем плане изображены пряхи, которые ткут гобелен. Афина и на заднем плане придворные дамы, любующиеся гобеленом, на котором изображена Афина и Арахна и их бой.