21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры, скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. Значительно изменяется характер декоративного рельефа, образные возможности которого расширяются в связи с использованием приемов живописно-перспективного изображения и новых материалов, в частности полихромной керамики.
Донателло(около 1386–1466).
Итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. В 15 в. учился в мастерской Лоренцо Гиберти. Одним из первых в Италии Донателло творчески осмыслил опыт античной пластики и пришел к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры – свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, “живописного” рельефа.
Статуя Давидаскульптора Донателло изображает юного героя в мечтательном, созерцательном настроении после победы над Голиафом. чья голова лежит у его ног. Свободная естественная поэа Давида в сочетании с его застенчивым видом и чувственной фактурой бронзы придают статуе жизнь. Величайшим даром Донателло было умение вдохнуть человеческие чувства в классические изваяния. В своей статуе Давида он впервые со времен античности изобразил в бронзе обнаженную фигуру в рост.
В творчестве Донателло воплотились свойственные искусству Возрождения поиски новых выразительных средств, глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее конкретных проявлений, стремление к возвышенному обобщению и героической идеализации. Ранние произведения мастера еще отмечены готической скованностью форм.
Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия.
Работая в Падуе, Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник Гаттамелате.
Влияние Донателло на развитие ренессансного искусства Италии было огромным, его достижения восприняли многие живописцы и скульпторы - П.Уччелло, А. дель Кастаньо, Мантенья, позднее Микеланджело и Рафаэль.
Гиберти.
В искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия.
Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 году первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424). Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Внутренние ритмы круглящихся линий композиций вторят обрамлениям, подчеркивая декоративность общего решения. В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства.
Совершенно иной характер носили восточные двери баптистерия (1425—1452), также исполненные Гиберти, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции; «Врата рад» назвал их Микеланджело. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской», «Сотворение Адама и Евы» и др.). Лирическая красота образов, правильность пропорций фигур, живое изящество форм и линий, богатство пейзажных и архитектурных фонов, сочность растительных орнаментов обрамления — все это составляет единый ансамбль нового, реалистического искусства. И только некоторые композиционные приемы, в частности включение нескольких сюжетов в каждое поле, сближают рельефы восточных дверей с искусством прошлого.
Андреа дель Верроккио
(1435 - 1488).
Итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккио. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса.
Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики.
В 1476 году Андреа дель Вероккио создал статую Давида- изящную бронзовую статую. Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в виде изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.
Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккио - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.
В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. В этой четырехметровой конной статуе Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина". Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.
- 1 Билет. Искусство Древнего мира. Египет. Пирамиды и храмы.
- 2 Билет. Искусство Древнего мира. Шумеры. Вавилон. Ассирия. Архитектура, скульптура.
- 3 Билет. Египетский плоский рельеф и настенная живопись.
- 4 Билет. Скульптура Древнего Египта. Проблема сходства и канон в египетской скульптуре.
- 5 Билет. Эгейское искусство. Крит и Микены. Периодизация Древней Греции.
- 6 Билет. Греческая архаика. Греческая классика. Скульптура и вазопись.
- 7 Билет. Искусство эпохи эллинизма.
- 8 Билет. Типы греческих ордеров. Конструктивные и художественные особенности древнегреческой архитектуры. Афинский акрополь. Основные памятники архитектуры.
- 9 Билет. Мастера древнегреческой скульптуры.
- 10 Билет. Искусство этрусков
- 11 Билет. Архитектура древнего Рима.
- 12 Билет. Скульптура Рима. Скульптурный портрет. Римский рельеф.
- 13 Билет. Монументальная живопись античности (мозаика и фреска). Фаюмский портрет.
- 14 Билет. Христианство и формирование принципов искусства христианской традиции. Символика в произведениях искусства раннего христианства. Зарождение иконографии. Раннехристианские мозаики.
- 16 Билет. Готическая архитектура. Сущность каркасной конструктивной системы. Готические соборы Европы.
- 17 Билет. Скульптурное убранство готического собора. Памятники готической скульптуры. Рождение витража.
- 18 Билет. Предвозрождение (Проторенессанс). Новые тенденции в творчестве Джотто. Искусство Треченто.
- 19 Билет. Итальянское искусство XV века. Раннее Возрождение. Общая характеристика. Гуманизм. Обращение к традициям античности.
- 20 Билет. Архитектура Возрождения. XV век. Постройки Филиппо Брунеллески. Изучение перспективы и новая организация пространства.
- 21 Билет. Скульптура эпохи Раннего Возрождения. Творчество Донателло. Разнообразие скульптурных жанров. Живописный рельеф. Лоренцо Гиберти. Монументальная скульптура. Конные памятники. Вероккио.
- 22 Билет. Итальянская живопись XV века. Фрески. Мазаччо. Мантенья. Станковая живопись. Пьеро делла Франческа. Сандро Боттичелли.
- 23 Билет. Искусство Высокого Возрождения. Образ титанической личности. Мастера Высокого Возрождения.
- 24 Билет. Фрески Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
- 25 Билет. Творчество Леонардо да Винчи.
- 26 Билет. Творчество Рафаэля.
- 27 Билет. Микеланджело-скульптор.
- 28. Тициан, Веронезе, Тинторетто. Позднее Возрождение в Венеции и маньеризм. Эль Греко.
- 29 Билет. Архитектура XVI века в Италии. Браманте, Микеланджело, Палладио.
- 30 Билет. Северное Возрождение искусство Германии Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Грюневальд, Лукас Кранх старший
- 31 Билет. Нидерландское искусство конца XV – XVI веков. Ян ван Эйк, Иероним Босх и Питер Брейгель.
- 32 Билет. Искусство Италии 17 века. Стиль барокко. Архитектор Борромини. Скульптора Бернини. Реформа Караваджо.
- 33 Билет. Испанское искусство XVII века. Мир картин Диего Веласкеса.
- 34 Билет. Голландское искусство XVII века. Развитие жанров. «Малые» голландцы. Искусство «великих голландцев» Вермеера и Халса.
- 35 Билет. Творчество Рембранта.
- 35 Билет. Творчество Рембрандта.
- 36 Билет. П.П.Рубенс и фламандское искусство XVII века. Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс.
- 37 Билет. Искусство Франции XVII века. Классицизм. Пуссен и Лоррен.
- 38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.
- 39 Билет. Неоклассицизм во Франции. Творчество Давида.
- 40 Билет. Английское искусство XVIII в. Гейнсборо, Рейнолдс. Хогарт.
- 41 Билет. Испанское искусство XVIII в. Творчество Франсиско Гойи.
- 42. Искусство стран Западной Европы начала XIX в. Эпоха романтизма в Англии и Германии. Блейк, Тернер