1. Возникновение дизайна
Зарождение дизайна всегда связывают с индустриализацией и механизацией производства, благодаря промышленной революцией в Британии в середине XVIII — первой трети XIX в. Промышленная революция — это прежде всего внедрение в процесс производства станков и замена движений ремесленника повторяющимися движениями машины.
Если раньше ремесленник старался предмету утилитарного назначения придать какие-то эстетические качества, то производитель-капиталист уже меньше заботился о красоте своей продукции. Зачем рабочему красивый станок? Главное, чтобы он давал больше продукции. Ученому не обязательно любоваться своим прибором — необходим результат научного исследования, чтобы его использовать в производстве. Так появились предметы с чисто техническими формами. В их создании не участвовал художник, они полностью проектировались конструктором.
Попытки приукрасить внешний вид машин привели к появлению 3-х стилевых направлений:
Архитектурный стиль
Перенесение архитектурных форм в машиностроение приобрело совершенно необузданный характер, теряя всякую связь с логикой и назначением изделия.
Основным частям станков стали придавать
архитектурные формы. Потому что, во-первых, архитектура — это искусство, традиционно связанное с техникой, а во-вторых новые конструкции поначалу заимствуют свои формы из старых, привычных арсеналов.
Инженерный стиль
Стиль применялся в первых создаваемых предметах и механизмах вне коммерческого спроса. Утилитарность, функциональность, простота и красота — основной принцип инженерного стиля. Этот стиль переродился в функционализм, оказавший решающее влияние на формообразование в дизайне.
Художественный стиль
Стиль выразился в стремлении приукрасить массовую продукцию примитивным украшательством, имитацией ручного труда.
Выпущенные в тираж разукрашенные изделия показали не только дурной вкус, но и привели к неоправданному удорожанию продукции.
Английское слово «design» означает одновременно глагол и существительное.
Глагол: указывать, намечать, создавать, оформлять, планировать, намереваться создать что-либо с определенной целью.
Сущ — цель, целевое планирование, мысленный проект, схему действий, предварительный набросок, расположение элементов
в художественном произведении.
Буквальный перевод слова «дизайн»
с английского — «план», «рисунок», «чертеж». Дизайнер — человек, умеющий планировать, рисовать и чертить. Одновременно с этим, «дизайнер» в переводе с английского — «хитроумный человек».
Диза́йн — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
В размытости нашей сферы деятельности есть плюсы и минусы. Минус — трудно ухватить суть. Плюс — в том, что дизайнер сохраняет пафос универсальности.
Первый журнал о дизайне «Journal of Design» появился в Англии в 1849 г. Журнал был основан Генри Коулом, художником-проектировщиком, инициатором проведения Всемирной выставки в Лондоне 1851 г.
Дизайнер в принципе может заниматься всем; его метод мышления — поиск эстетических и оригинальных решений на основе минимальных материальных затрат.
Предмет становится средством коммуникации для дизайнера, особенно это существенно для графического дизайна.
Дизайн отвечает за целостность предметного мира.
Назревала ситуация, когда нужно было коренным образом пересмотреть традиционный подход к решению задач по созданию машин, станков и вещей, производимых в промышленных условиях.
Хрустальный дворец в лондонском Гайд-парке был построен в 1850—1851 из железа и стекла к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв.м., протяж. 564 м и высотой до 33 метров, выстроенный под руководством Джозефа Пакстона.
Здание явилось реализацией нового архитектурного замысла, аналога которому не существовало до сих пор в архитектуре. В этом сооружении видятся прообразы современного стиля «хай-тек».
Павильоны 1-ой всемирной выставки говорили о дерзновенности технических достижений в области строительства и архитектуры, чего нельзя было сказать о машинах, станках и механизмах, представленных на этой выставке.
Они работали хорошо, но были убогими по внешнему виду. Инженеры, создатели машин и новой техники столкнулись с неведомыми ранее проблемами: как облагородить техническое чудо, как придать ему эстетический вид.
Все увидели удручающий разрыв между великолепием технических замыслов и эстетическим убожеством их воплощения.
Особенно отсталой в этой области оказалась именно технически передовая Англия.
На выставке демонстрировалась продукция фирмы «Братья Тонет», основанная на конструкциях гнутой древесины. Технология запатентована в 1841. Фирма основана в Вене, поэтому — венский стул.
Филадельфийская Всемирная выставка, 1876.
Первая Всемирная выставка на Американском континенте была проведена в 1876.
Впервые вместо принципа симметричной планировки с господством главного павильона на этой выставке была использована идея свободного расположения зданий
в зелени парка, без соблюдения правил симметрии.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: