logo search
Культурология

Языческая культура древних славян

Киевская Русь — союз славянских племен, сложившийся в IX — X веках в Среднем Поднепровье и принявший имя одно­го из них — народа РОС или РУС. В него входили поляне, древляне, кривичи, родимичи, се­веряне и др. Занимая выгодное географическое положение, Киев стал объединяющим центром восточнославянских племенных союзов. Поэтому именно он ока­зался во главе южного союза славянских пле­мен, живших от Киева на север к За­падной Двине и Ильменю.

На землях Киевской Руси развивается пашенное земледелие, совершенствуется ремесло. Арабские рукописи рассказывают, что жители этих краев имели постоянные связи с Византией, Западной Европой, Востоком, скопили большие торговые капиталы. Задолго до Х века славяне имели свою письменность: князья Олег и Игорь подписывали с греками договоры, тексты которых представлялись на русском и греческом языках. Уже в VII-VIII веках на русской земле было много городов: Новгород, Смоленск, Полоцк, Ростов, конечно, Киев и другие — центры торговли и культурного развития, ремесла, общественной жизни. Бывавшие на Руси в IX веке скандинавы называли её «Гардарикой» — страной городов. Фольклорные источники сохранили предания о победоносных походах русичей за море, на Царьград — столицу Византии.

Древние русичи были язычниками, то есть поклонялись многим богам. Эти боги происходили от древнейших индоевропейских верований. Что-то было воспринято и от коренных народов, живших по соседству.

У русского книжника XII в. в «Слове об идолах» различается три этапа языческой религиозной культуры: киевских русичей: 1) славяне сначала «клали требы упырям и берегыням»; 2) под влиянием средиземноморских культов сла­вяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам»; 3) начали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши и Вилам». То есть поначалу поклонялись духам, персонажам, олицетворявшим силы природы. Затем стали обожествлять предков, почитать Рода — создателя мира и Рожаниц — богинь плодородия. Перун и другие боги этого этапа имеют уже более абстрактный и обобщенный характер, они выстроены в достаточно четкую иерархию. Во главе её стоит Перун, громовержец, обитающий вне природы, на небесах. Перун стал княжеским богом. Большим почитанием отмечена фигура Велеса, «скотьего бога», которому поклонялись торговые люди и крестьяне.

Летописи рассказывают, что в 980 году Владимир Святославович киевский предписал всем своим подданным безоговорочно считать Перуна верховным общегосударственным богом и расставить некоторых других боже­ств разных земель и народов, живших в пределах Древней Руси (Мокошь, Хорос, Дажьбог, Стрибог, Симаргл) в обязательный для всех единый иерархический пантеон. Однако результаты этой религиозной реформы не удовлетворили Владимира, и он предпринял решительный шаг, решив обратить всю Киевскую Русь в христианство. В 988 году он после успешной войны с Византией расстался с пятью женами, которые у него были в язычестве, и в завоеванном у византийцев городе Корсуни (сейчас его развалины сохраняются на территории Севастополя, это один из интереснейших музеев — Херсонес таврический) крестился сам, крестил свою дружину и обвенчался с византийской принцессой Анной. Затем он объявил христианство государственной религией, силой разрушил на русской земле языческие капища, уничтожил идолов и заставил все племена принять христианское крещение.