logo search
учебник по скд1

5. Средства массовой информации и коммуникации

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значи­тельно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для ин­формации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в обще­ственной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуника­ции, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятель­ности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникатив­ного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно орга­ничное развитие социально-культурной сферы. Особую актив­ность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые ин­формационные и телекоммуникационные системы, а также изуче­ние возрастающего влияния такого мощного социально-культур­ного института, как средства массовой информации и коммуника­ции. В этот процесс включена сегментация социокультурного ин­формационного пространства региона, специализация средств ин­формационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую

310