logo
учебник по скд1

Раздел V, Социально-культурные технологии

торые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

К настоящему времени технологии, наработанные в этих об­ластях, приобрели общесоциальное значение, превратились в со­циально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом кон­тексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-куль­турных технологий как средства обмена человеческими способно­стями и потребностями культуры1.

Анализ сущности социально-культурных технологий показы­вает, что большинство из них основано на взаимодействии ре­продуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элемен­тов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят сле­дующим образом: творческий уровень - в технологиях преобла­дают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым, репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология отно­сится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой лично­сти и в качестве целевой установки предполагает достижение по­зитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повсе­дневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях совре­менного рынка. Производство того или иного культурного про­дукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образова­ния, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные гра­ницы данного вида технологий, обозначает культурную наполнен-

См.: Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 1991. - С. 55.

405

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Крисильников. Социально-культурная деятельносгщ

ность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодейст­вие. Культурное - подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу прояв­ления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности

Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определен­ных результатов этого взаимодействия, либо насыщение техноло­гий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.

Примером первых в практике социально-культурной деятель­ности технологий могут служить наполненные глубоким социаль­ным смыслом и содержанием национальные традиционные обря­дов о-ритуальные формы. В современной социально-педагогиче­ской практике свидетельством таких технологий являются экспе­риментальные школьные программы эстетического и художест­венного воспитания (Д Кабалевский, Б. Неменский и др.), ком­плексные программы развития народного творчества, охраны па­мятников истории и культуры, организации семейного досуга и т. д.

Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания и воспроизводства мно­жества прогрессивных социальных, педагогических, анимацион­ных, досуговых и других технологий. Формируются или проекти­руются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда фак­торов, в частности наличия и состава существующих центров про­свещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, ха­рактера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

Разработка и реализация технологий в сфере культуры и до-с> га связана с определенными сложностями, поскольку сама эта

406

раздея V. Социально-культурные технологии

сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый харак­тер, в ней действует большое количество разнопрофильных соци-хтьных институтов со своими специфическими особенностями.

Известно, например, каким сложным был процесс разработки и внедрения маркетинговых технологий в практику культурно-досуговых учреждений. Конкретным результатом реализации .-.тих технологий стало создание разнообразных коммерческих по еззоему статусу центров и организаций в области шоу- и артбиз-ricca; книгоиздания и книготорговли, видеопроката, туризма, рек­ламы, игорного бизнеса и т.д., территориальных фондов культуры и искусства на уровне различных субъектов Российской Федера­ции: областей, краев, республик, а также городов и районов.

Структура и функции социально-культурных технологий

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предло­женную А.В. Соколовым структуру современной социально-куль-прной системы'.

Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого, элитарные техноло­гии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массо­вые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Для социально-культурных технологий характерны два вида Ьункций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их 7 материально-производительных, управленческих и других функций; 2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития обще­ства.

К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современ-

Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996. - С

407

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ной социально- культур ной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их приклад­ные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции явля­ются производными, вторичными: это образовательная, просвети­тельная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и дру­гие функции.

Первичные и вторичные функции социально-культурных тех­нологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении до- суговая, рекреативная технология останется абстрактной катего­рией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практиче­ски направленных функций: оздоровительных, развлекательно-иг­ровых, творчески развивающих и др.

В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, кото­рые делают их во многих случаях противоположными.

Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и I независима от политических, экономических или социальных ус­ловий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то