logo
учебник по скд1

Раздел V, Социально-культурные технологии

Особенно эффективным в плане социально-культурной реабилита­ции считается развитие хорового пения слепых, которое, объединяя му­зыку и слово, обогащает эмоциональный опыт и эстетическое развитие юных и взрослых исполнителей. Учебно-репетиционная и концертно-исполнительская деятельность оказывает благотворное познавательное, воспитательное, просветительское, лечебно-оздоровительное, досуго-вое, эмоционально-эстетическое воздействие на человека с нарушением рения. Хоровая художественная самодеятельность всегда была и остает­ся самым распространенным во всех регионах видом социально-культурной реабилитационной технологии для этой категории инвалидов.

Работа музеев среди лиц с ограниченными возможностями имеет свою историю и опирается в основном на опыт проведения экскурсий Однако вопросами специальной разработки музейных технологий, рас­считанных не на эпизодические контакты, а на постоянное сотрудничест­во с детьми и взрослыми-инвалидами, а также лицами пожилого возраста, начали заниматься лишь в последние годы.

Например, в советский и постсоветский (до 1992 года) периоды ос­новными формами работы российских музеев с инвалидами и пенсионе­рами были следующие: льготное экскурсионное обслуживание, проведе­ние эпизодических тематических мероприятий, шефство над интернат­ными учреждениями. Тем не менее в стране есть музейные учреждения, где разработаны и умело используются социально-культурные реабили­тационные технологии.

Большой опыт в этом отношении накоплен Государственным Эрми­тажем в Санкт-Петербурге, создавшим свои филиалы в школах и реаби­литационных центрах города. Сотрудники Эрмитажа руководят изосту­диями юных художников-инватидов, с их помощью в актовом зале само­го музея стало традицией проводить массовые театрализованные детские праздники, спектакли, карнавалы.

Обучающие реабилитационные технологии социально-культурного профиля, направленные на организацию систематических занятий с по­стоянной детской и взрослой инвалидной аудиторией, прочно вошли в практику и ряда московских музеев - Музея музыкальной культуры име­ни М.И. Глинки, Политехнического музея, Музся-гуманитарного центра «Преодоление» и других. В ряде территорий Российской Федерации ус­пешно работают музеи первичных организаций Всероссийского общества инвалидов. Так, в 1999 году был открыт музей Башкирской организации общества слепых в г. Уфе. Однако, как показывает практика, необходимо

467

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красимьников. Социально-культурная деятельность