logo search
Культурология

9.5.4. Импрессионизм

Другим, очень ярким, продолжением реализма стал импрессионизм. Он зародился также во Франции в последней трети XIX века сначала в живописи, позднее нашёл последователей в скульптуре и музыке. Импрессионисты — художники Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдуард Мане, Камилл Писарро, Альфред Сислей и другие — боролись с официально признанным салонным искусством, с его штампами. Протест был направлен как против косной академической традиции, так и против романтизма.

Импрессионисты провели в Париже ряд выставок. Первая (и наиболее известная) состоялась весной 1874 г. Художников, которые участвовали в этих выставках, также называют импрессионистами. Между 1876 и 1886 годами там были представлены Поль Сезанн, Эдгар Дега, Берта Моризо, а после 1879 — Поль Гоген и американская художница Мэри Кассат. Особое место в творчестве импрессионистов занял пейзаж, в том числе и городской.

Термин «Импрессионизм» связан с картиной Клода Моне «Впечатление: восход солнца» (1872), изображавшей гавань порта Гавр в тумане. Моне, вероятно, хотел отметить особый характер работы, когда впечатление от чего-либо получается на основе краткого сиюминутного наблюдения. Отсюда некоторая незаконченность, отрывочность, неполнота в деталях. Термин, однако, был быстро принят сочувствующими критиками, у которых он стал означать впечатление, полученное как бы от быстрого взгляда, в определённое мгновение времени.

Клод Моне, Ренуар, Писарро и Сислей были импрессионистами именно в этом последнем смысле. Они требовали писать на открытом воздухе — как говорят художники, на пленэре (en plein — фр. воздух), схватывая быстро изменяющиеся состояния света и атмосферы. При этом они стремились запечатлеть также и своё переживание состояний природы. Импрессионистский пейзаж передаёт настроение. Импрессионисты использовали яркие, насыщенные цвета и разнообразие мазков. Они утверждали, что в природе нет чёрного цвета, и потому их палитра была светлой. Даже тени на их картинах цветные. Выработанная импрессионистами техника живописи позволила им фиксировать материальный характер и структуру объектов в природе, световые эффекты на их поверхностях — рефлексы.

С импрессионизмом тесно связано творчество Эдуарда Мане. Он не выставлялся с группой, но его работы типа «Завтрака на траве» (1863) близки импрессионизму по духу. Мане дружил с импрессионистами и использовал их художественные находки. Наконец, к импрессионизму можно отнести ранние работы Гогена.

Импрессионизм вплоть до ХХ столетия очень сильно повлиял на многих молодых художников — на их колористику, живописную манеру, подходы к природе. Это относится как к французской живописи, так и к искусству других стран. Влияние импрессионизма проявилось в таких фундаментальных особенностях, как отказ от различия между законченной живописью и этюдом; повышенное внимание к движению цвета на земле; использование чистых, ярких цветов, часто взятых непосредственно из тюбика.

Импрессионистом считал себя скульптор Огюст Роден.

В музыке идеи импрессионизма были восприняты композитором Клодом Дебюсси29. Пьесы Дебюсси рассчитаны на вызов воспоминаний о душевных состояниях, о впечатлениях от природы — от игры света, ветра и воды. Импрессионистами называют и других композиторов (Морис Равель, Фредерик Делиус, Отторино Респиги, Айзек Альбенис и Чарльз Гриффес), хотя точнее было бы сказать, что они находились под влиянием Дебюсси, его новаторских гармоний и оркестровок.

Дебюсси называли визуальным композитором (например, он описывает окончание своих «Облаков», как «серую агонию, мягко оттенённую белым»), музыкантом света, облаков и воды. Эффекты достигаются с помощью перемен тональности, уменьшенных интервалов, ломаных ритмов и повторений коротких мелодических фрагментов. Хотя эти особенности, казалось бы, представляют недостаток формы и определённости, работы импрессиониста Дебюсси, как это ни парадоксально, известны их элегантностью и ясностью. Наиболее известны «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» (1892-1894), опера «Пелеас и Мелисанда» (1902), оркестровая пьеса "Nuages" («Облака», из «Ноктюрнов» 1897-1899), оркестровая сюита «Море» (1905), «Прелюдии» для фортепьяно (1910-13).