logo search
Культурология

9.5.5. Постимпрессионизм

Постимпрессионизм — художественно-исторический термин, обозначающий различные новые стили живописи, которые возникли и процветали во Франции примерно с 1880 по 1910 гг. Это результат художественной революции, вызванной импрессионизмом. Основными фигурами были Поль Сезанн, Поль Гоген, Жорж Сёра, Анри де Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар и Винсент ван Гог.

Все эти художники отошли от импрессионизма, отказавшись изображать только узкий спектр видимой действительности. Их индивидуальные стили глубоко отличались. Они продолжали революционное воздействие импрессионизма, исследуя его новые эстетические идеи.

Сезанн начинал как импрессионист, но с 1878 года начал поиски своего пути, желая создать стиль более «цельный и долговечный». Работая в одиночестве в Экс-ан-Провансе в 1880-90-х гг., он развил новую концепцию пространства, которая имела фундаментальное значение для живописи ХХ столетия. Искусство Сезанна положило основу для возникновения кубизма Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Подобно Сезанну, отошли от движения импрессионистов Гоген и Ван Гог. Они использовали яркие интенсивные цвета и ритмичные линии поперек поверхности картины. Этих художников отличает разработка плоских декоративных образов, образцы которых они увидели в японских гравюрах. Гоген говорил о фундаментальной ошибке натурализма и импрессионизма, обвиняя последний стиль в том, что он ищет «вокруг глаз, а не в таинственном центре мышления». Гоген искал универсальные истины, неявно содержащиеся, как он полагал, в так называемом примитивном искусстве Южных морей. Ван Гог также искал элементарную истину, но во внутреннем мире души.

Постимпрессионист Сёра разработал особую технику живописи — «пуантилизм», отказавшись от смешивания красок для получения промежуточных цветов и оттенков. Его картины состоят из точек чистых основных цветов, положенных рядом, так что смешивание цветов происходит в глазу зрителя.

Постимпрессионизм, хотя его и нельзя назвать в строгом смысле движением, обеспечивал жизненную и творческую связь между революцией импрессионизма и основанием всех последующих главных художественных движений ХХ века. Работа Гогена и Сёра вела непосредственно к фовизму, а Ван Гога к экспрессионизму. Представители другой линии постимпрессионистов типа Тулуз-Лотрека, Редона и других создали тенденцию к абстрактному искусству.

Вопросы для самопроверки