17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
Изобразительное искусство Испании. 17в «золотой век» испанской культуры. Самые значительные завоевания испанского реализма относятся к живописи первой половины 17 века. Основной сферой деятельности мастеров были монументальные религиозные композиции. Бытовой жанр, пейзаж, натюрморт играли скорее подчиненную, нежели самостоятельную роль. Единственным светским жанром, получившим широкое развитие, был портрет. И тем не менее испанская живопись заняла одно из ведущих мест среди других европейских школ 17 века.
Особое место в испанской живописи занимает Эль Греко Местом творческой деятельности художника стал древний Толедо - там он достигает расцвета. Эль Греко — величайший мастер колорита. Самое значительное произведение Эль Греко — «Погребение графа Оргаса»— раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти. В основе сюжета лежит легенда о толедском графе Оргасе, известном своими добрыми делами. Внизу композиции в сумеречном освещении запечатлена торжественная погребальная церемония. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах святых апостолов Петра и Павла. Здесь противопоставлены два разных типа людей. Слева задумчивый Петр с тонкими изможденными чертами. Повелительно властный Павел строг и сдержан. Пылающий цвет темно-красного плаща. Выразительны жесты рук. Тонкая проницательность Эль Греко проявляется в его портретах. В парадном портрете инквизитора Ниньо де Гевара дан исторически достоверный образ сурового, страшного судьи. Созданные почти в те же годы упомянутое полотно "Встреча Марии и Елизаветы" и картина "Обручение Марии" дают представление о его разных живописных решениях. В светлой гамме написано и "Обручение Марии", самое позднее и не законченное мастером полотно. Картину "Толедо в грозу" -запечатлённо конкретное явление природы. Рибера (1591-1652), испанский живописец и гравер. Работал в Неаполе, испытал влияние Караваджо. Для произведений Риберы (“Мученичество Св.Варфоломея”, “Силен”), характерны резкие контрасты света и тени, драматические сцены мученичества, в которых воплощается победа воли и веры над физическим страданием. С середины 1630-х годов светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками (“Св.Онуфрий”,; Поклонение пастухов”). Глубокой человечностью отмечены произведения Риберы 1640-х годов: “Св.Инесса”, “Хромоножка”, поразительная фигура мальчика-калеки, написанная с торжественной монументальностью. Полуфигурные изображения философов древности и святых (“Демокрит”, “Диоген”).
Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов он рассказывал о современной жизни Испании. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам, но внешне замкнуты, сдержанны. Все действующие лица обычно написаны с натуры и отличаются яркими портретными характеристиками. Расцвет творчества -1630 -40г. Все лучшие работы связаны с религиозными сюжетами. Выполняет ряд заказов для монастырей. Самая значительная картина — «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским». Вся обстановка кельи написана с предельной убедительностью и своей расстановкой рождает чувство размеренного ритма жизни. Сурбаран пишет портреты теологов, писателей, докторов университета, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, Часто образы утрачивают религиозность. «Св. Касильда», высокомерная знатная дама Севильи, в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках. В его натюрмортах, полных сурового лаконизма «Натюрморт с апельсинами и лимонами». Конец жизни Сурбарана характер, его искусства меняется. В образах появляются мягкость, теплота, нежность; в религиозной композиции «Отрочество Марии» он изображает скромную девочку, умелую рукодельницу — воплощение кротости и душевной чистоты. Вместе с тем во многих произведениях Сурбарана заметно выражение усталости.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.