logo search
Культурология

8.1. Термин и понятие Просвещения

Просвещение — идейное и общественное движение в Западной Европе и американских колониях; Век просвещения или Век разума — XVIII век, точнее, время примерно с 1688 года («славная революция» в Англии) до Великой фран­цузской революции. Тогда термин постоянно использовался в газетах и книгах мыслителями, ставившими своей целью понять человека и общество.

Просвещение развернулось, когда в Нидерландах и Англии уже торжествовал буржуазный строй, то есть было Новое время. Идеи Просвещения там поддерживались господствующим классом, необходимость их реализации объяснялась потребностями растущей промышленности, всего производства (в Англии в это время шла промышленная революция). Культура Просвещения для Англии и Нидерландов относится к Новому времени. Однако методологически Просвещение всё же завершает Средние века, является продолжением и развитием Возрождения, что особенно ярко видно на примере Франции.

Францию часто называют родиной Просвещения. Это не случайно: там к началу XVIII века сложилась непростая ситуация. В странах, соседствующих с Францией с севера, развивался капитализм, а во Франции держалась абсолютная монархия, господствующие позиции в жизни общества и в культуре занимала католическая церковь. Информация о переменах в Англии и Нидерландах постоянно циркулировала в сознании французского общества и широко обсуждалась, сопоставлялась с жизнью Франции. Успехи науки, промышленности, экономики и всей жизни ближайших северных соседей говорили сами за себя. В этих обстоятельствах образованные мыслящие люди во Франции неизбежно должны были искать пути улучшения жизни народа своей страны. Вместе с тем Просвещение развернулось и во многих других странах Запада.

На фоне успехов буржуазного строя в Англии многие во Франции и других странах Западной Европы решили, что главный способ совершенствования общественной жизни — преодоление мёртвой хватки Средневековья во всех сферах культуры и в мировоззрении. Все рас­суждения и расчеты приводили к заключению, что необходимо усиливать гуманизм. Утверждалось, что бедность и угнетение не должны быть неизбежной судьбой широких масс населения. Преодолеть наследство Средних веков должен был критический ра­зум: с его помощью произойдут нужные изменения во всех сферах жизни и мышления, коренные реформы и даже, где это неизбежно, революции. Наиболее популярно стало требование грамотности народа — просвещения, которое и должно было обеспечить повышение стандарта жизни. Отсюда название движения и эпохи.

Мыслителей Просвещения во Франции называли философами, а в Германии — просветителями. Многие сторонники и защитники Просвещения не были философами в общепринятом смысле слова, они были популяризаторами необходимости перемен. Среди них были журналисты и пропагандисты; однако и подлинные философы тоже активно занимались публицистикой.