logo search
Культурология

9.3. Менталитет просветителей

Просвещение было глубоким космополитическим и антинационалистиче­ским движением. Следуя Иммануилу Канту, лозунгом века стал призыв «Сметь знать». Возникло стремление снова проверить все унаследованные от прошлого идеи и ценности, исследовать новые идеи в самых различных направлениях.

Важную роль в духовных поисках и размышлениях просветителей играл интерес к «естественному». Появились трактаты о естественной нравственности, религии, экономике, образовании. Сложилась концепция «естественного права», оказавшая большое влияние на развитие правовой культуры. «Естественное» противопоставлялось возникающему исторически или просто на основе соглашений, договорённостей. «Естественное» рассматривалось как некий образец: с ним надлежит сравнивать окружающее общество, которое просветителям не нравилось. Тяга к изучению «естественного» возникала, наконец, из объективного, совершенно бесстрастного импульса просто открыть, из чего же сотворены человек и общество.

Просвещенческое понимание природы человека декларировало право на самовыражение и полноту самореализации, право свободно мыслить и выра­жать любую точку зрения публично без цензуры или боязни репрессий. Вольтер восхищался свободой, достигнутой в Англии, и способствовал распространению английских идей на континенте. Он и его последователи сопротивлялись нетер­пимости господствовавшей в те дни христианской церкви, а также европей­ских правительств, которые контролировали и подавляли неугодные им мнения. В сфере экономики эта концепция свободы привела к возникновению философии laissez-faire (концепции «пусть делают всё, что им угодно») физиократов и Адама Смита; в политике она подготовила условия для американской и фран­цузской революций.

Все философы и интеллектуалы Просвещения безусловно верили в силу и возможности человеческого разума. Открытый Исааком Ньютоном закон всемирного тяготения произвёл громадное впечатление. Если человечество может раскрывать законы Вселенной, законы самого Бога, почему оно не может так же отыскивать и исследовать законы, управляющие всей природой и обществом? Просветители решили, что разум способен обеспечить бесконеч­ный прогресс знаний, технических достижений и даже моральных ценностей, нравственного уровня. Надлежащее образование может изменить само чело­вечество, преобразить к лучшему его природу. Следуя философии Локка, просветители XVIII века верили, что знание не является врожденным, но приходит только из опыта и наблюде­ний, руководимых разумом. Главные на­дежды возлагались на поиски и раскрытие истины через наблюдение природы, а не через изучение авторитетных источников, таких, как сочинения Аристоте­ля и Библия.

Эти убеждения находили последующие обоснования в новых научных открытиях; развернувшиеся исследования неевропейского мира породили культурный релятивизм. Философы писали, что наука может рас­крыть природу такой, какова она есть сама по себе, указать способы управления и манипуляции природой. Вера в могущество разума побуждала распространять методы познания естественных наук на общество, что заложило основу для развития современных общественных наук.

Для многих мыслителей Просвещения главной задачей стало создание науки об истории и обществе, аналогичной теориям физических наук, содержащей гипотезы и законы объяснительной мощности. По их мнению, век рели­гиозных и метафизических предположений о судьбе человечества и дел человеческих пришел к концу. Теперь предстояло на основе твердо наблюдаемых фактов соз­дать такие концепции общества и его истории, которые не только исключили бы невежество, сомнения и примитивные суеверия, но и стали бы для человека инструментом предсказания его судьбы и управления ею. Все просветители верили в воз­можность применения научных процедур и методов к изучению разви­тия человека. Но при этом они ставили практические цели. Просветители стремились к изменению существующих социальных институтов и образа жизни. Теория для них была дополнением к практике; знание было силой.