logo search
Культурология

8.6. Просвещение и религиозная культура

Главной силой, которая в прошлом поработила человеческий разум, просветители считали церковь — и особенно Римскую католическую церковь. Цер­ковь с её богатствами, политической властью и подавлением всех прояв­лений свободы разума подвергалось самым интенсивным и яростным атакам.

Однако большинство мыслителей Просвещения не отрекались от религии вообще. Они становились скорее на позиции деизма, допуская существование Бога и загробного бытия, но отвергая запутанность христианской теологии. Пьер Бейль, Воль­тер, Давид Юм, Жан Ле Ронд Даламбер, Иммануил Кант противостояли религиозному фана­тизму, но были скорее агностиками или оставляли место для определенного ро­да религиозной веры. Они полагали, что человеческие устремления должны фокусироваться не на будущей загробной жизни, а на средствах и путях улучшения и совершенствования жизни земной. Всемирное всеобщее счастье ставилось выше религиозного спасе­ния.

Наиболее радикальные просветители, испытывая сильное воздействие зарождения и расцвета современной науки, пришли к безрелигиозному мировоззрению, базировавшемуся только на разуме (рационализму). Наиболее известны из них Дени Дидро, Клод Адриен Гельвеций, ба­рон Гольбах, маркиз де Кондорсе и Жюльен Оффри де Ламетри (1709-1751). Они выводили методы своего философского рационализма из науки и на­турфилософии. Познать природу и судьбу человечества, учили они, может только наука, а не религия. Эти мыслители были материалистами, пантеистами или атеистами.