logo search
Культурология

8.4. Просвещение как общественное движение

В первой половине XVIII столетия лидеры Просвещения вели трудную борьбу против господствовавшего неравенства. Просветители были энергичны, деятельны, они нетерпеливо требо­вали перемен в культуре и всей жизни. Эти требования были непонятны народным массам, в основном неграмотным. Церковью и монархией они воспринимались враждебно, так что призывавшие к переменам подвергались официальным репрессиям. Многие за свои сочи­нения были заключены в тюрьмы, многие были остановлены правительствен­ной цензурой и подверглись преследованию со стороны церкви.

Следуя идее необходимости народного образования, просветители предпринимали всё, чтобы разбу­дить своих современников, разжечь в них интерес к образованию и понимание необходимости просвещаться. Просветители рассматривали самих себя как «партию гуманизма»; стараясь формировать общественное сознание в соот­ветствии со своими убеждениями, они создавали большое количество новых газет и журналов, в полной мере использовали памфлеты, анонимные трактаты. Широко использовалась литература. Большими тиражами издавались остро­умные, смешные и в эмоциональные рассказы де Фонтенеля или Бенджамена Франклина, ставшие объектами частого подражания эссе Дж. Аддисона и Р. Стила. Для популяризации и пропаганды более разум­ного понимания жизни просветители создали множе­ство словарей, справочников и энциклопедий.

Важ­ными проводниками Просвещения были Иммануил Кант в Германии, Дэвид Юм в Англии, Чезаре Бекариа в Италии, Бенджамен Франклин и Томас Джефферсон в американских колониях. Все они поддерживали тесные кон­такты с французскими просветителями.