logo search
Культурология

4.9.1. Романский стиль

Название происходит от латинского слова romanus — римский и обозначает совокупность стилей в западноевропейском искусстве Х-ХII веков. Сходство локальных стилей в различных странах Западной Европы возникло как результат религиоз­ного единства: мировоззрение и менталитет жителей этих стран определялись христианством. Христианство модифицировало национальные культуры; его решающее влияние (через церковь) наиболее очевидно в архитектуре, скульптуре и живописи. Кроме того, художественный стиль раннего Средневековья отличается духом воинственности, включая необходимость самозащиты от постоянно ожидавшихся нападений.

Ос­нов­ное ко­ли­че­ст­во со­хра­нив­ших­ся прин­ци­пи­аль­но важ­ных па­мят­ни­ков пра-ро­ман­ского и ро­ман­ско­го сти­ля яв­ля­ют­ся ар­хи­тек­тур­ны­ми со­ору­же­ния­ми. Это объясняется, в частности, и тем, что в 1000 году христианская церковь ожидала конец света, почему особенно усилилось церков­ное строительство. Наряду с этим активно возводились рыцарские замки. Собственно, как раз храмы и замки и стали наиболее типичными памятниками романского стиля.

Вы­даю­щим­ся дос­ти­же­ни­ем ар­хи­тек­то­ров ро­ман­ско­го пе­рио­да бы­ла разра­бот­ка зда­ний с ка­мен­ны­ми воль­та­ми (ароч­ны­ми под­дер­жи­ваю­щи­ми конструк­ция­ми). Глав­ной при­чи­ной для раз­ра­бот­ки ка­мен­ных арок бы­ла не­об­ходи­мость за­ме­ны лег­ко вос­пла­ме­няв­ших­ся де­ре­вян­ных пе­ре­кры­тий пра-роман­ских зда­ний. Вве­де­ние воль­то­вых кон­ст­рук­ций при­ве­ло к все­об­ще­му исполь­зо­ва­нию тя­же­лых стен и стол­бов. Здания романского стиля имеют простые, лаконичные геометрические формы и напоминают крепости (мощные стены, небольшое количество маленьких окон). Для украшения частое применялись колоннады античного ордера, остроконечные башенки — пинакли, скульптура. Скульптура романского стиля производит впечатление несовершенной, созданной неумелыми мастерами, так как она принципиально нереалистична.

Су­ще­ст­вую­щие об­раз­цы ро­ман­ской жи­во­пи­си вклю­ча­ют в се­бя ук­ра­ше­ния ар­хи­тек­тур­ных па­мят­ни­ков: ко­лон­ны с аб­ст­ракт­ны­ми ор­на­мен­тами, ук­ра­ше­ния стен с изо­бра­же­ния­ми ви­ся­щих тка­ней. Жи­во­пис­ные ком­по­зи­ции, как правило, сце­ны по биб­лей­ским сю­же­там и из жиз­ни свя­тых, так­же изо­бра­жа­лись на ши­ро­ких по­верх­но­стях стен. В них не соблюдалась перспектива, фигуры были плоскими. Лица рисовались с преувеличенно большими глазами, как на византийских иконах. Позы искусственны, портретное сходство отсутствует. Короли и императоры изображались более крупными по размеру, чем более крупным, чем его вассалы и слуги, а самыми крупными — святые.

Пра-ро­ман­ские ху­дож­ни­ки дос­тиг­ли вы­со­чай­ше­го уров­ня в ил­лю­ст­ри­рова­нии ру­ко­пи­сей. Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные ру­ко­пи­си этой эпо­хи сле­ду­ют об­раз­цам Ви­зан­тии и ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва. К византийским и раннехристианским источникам добавились гер­ман­ские зве­ри­ные мо­ти­вы и про­ис­хо­дя­щие из Ир­лан­дии узо­ры слож­но­го пле­те­ния, на основе которых были разработаны ор­на­мен­ты вы­со­чай­ше­го уров­ня.