С.Эйзенштейн. Начало творческого пути. Статья «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1925 г.), эстетические новации фильма.
Его молодость совпала с эпохой расцвета серебряного века, на формирование личности оказали влияния художественные выставки от старых икон до вернисажей «Мира искусства». Он увлекался кубистами – Пикассо, Брак, физикой - Фрейд, Павлов. Также его захватил театр, особенно постановки Мейерхольда. Он учился на режиссерских курсах Мейерхольда, работал в театре Пролеткульта декоратором. Он рисовал декорации, костюмы к спектаклям (первая работа в спектакле «Мексиканец»). Поставил «На всякого мудреца…», жанр определил как «монтаж аттракционов». В 1929 году опубликован его первый труд «Монтаж аттракционов». «Аттракцион» (лат. «притягивать, воздействовать») – «всякий агрессивный момент театра, т.е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения...». Эйзенштейн сказал, что истинным материалом театра является зритель, а все остальное – средства воздействия на зрителя. И все эти средства равноправны, что позволяет режиссеры использовать весь арсенал искусства для достижения нужного эмоционального восприятия. Для него важны комбинации эмоциональных реакций на факты. Объединив элементы мира, получить что-то новое. Возможность манипулирования человеческим сознанием. Эйзенштейн подчеркивает, что аттракцион это только часть воздействия. «…выдвигается новый прием – свободный монтаж произвольно выбранных, самостоятельных (также и все данной композиции и сюжетной сценки действующих) воздействий (аттракционов), но с точной установкой на определенный конечный тематический эффект – монтаж аттракционов».
Первым его фильмом была «Стачка». Приступил он к нему в 1924 году. Сценарий с ним писал Г. Александров и Илья Кравчуновский, оператор Тиссе. Творческая группа четко сформулировали задачи:
-
погрузить публику в технологию стачечников
-
не главный герой, а коллектив
-
монтаж-аттракционов, роль драматургии игнорировалась, куски
Снят фильм в документальном, хроникальном стиле с игровыми сценами в духе цирковых пантомим. Фильм был воспринят по разному – одни считали, что это новаторство, другие – что оскорбление традиций.
Недостатки:
-
недооценена роль драматургического построения фильма
-
не читались метафоры
Эстетически фильм отразил мировосприятие общества в первый период развития послереволюционного общества. Режиссеру были понятны побудительные силы переворота, нарастание гневного отношения к деспотизму, вера в достижимость справедливости средствами социальной борьбы, убежденность в том, что народ является творцом истории. Драматургически фильм характерен отказом от привычного сюжета с интригой. Целью является показать переход от возмущения бедностью народа и бесправием через протест рабочих к массовому движению за политические свободы. Раньше вся эта борьба снималась как фон, а Эйзенштейн сделал ее основой повествования. Диапазон монтажа широк – от комедийно-сатирических эпизодов до шокирующих сцен. Там есть и реалистические портреты, карикатуры и плакатные обобщения. В формировании стиля важную роль сыграл оператор Тиссэ, имеющий опыт в документальном кино. В «Стачке» преломились многие явления современного искусства: мизансценная выразительность спектаклей Мейерхольда, стиль документального кино Вертова, монтажные открытия Гриффита, острые ракурсы конструктивистской фотографии, плакаты Маяковского.
- Место кинематографии в современной системе средств массовой коммуникации, в аудиовизуальной культуре.
- Кино и телевидение. Различия и взаимовлияние.
- Кинорежиссура в дореволюционной России. Я.Протазанов, у.Бауэр. Ориентация на опыт театра и литературы. Первые открытия в области выразительности.
- Экранизации произведений л.Н.Толстого в немом кино. Фильмы «Отец Сергий» (1918 г.) и «Поликушка» (1919 г.).
- Теория и практика л.Кулешова. «Эффект Кулешова». Теория «кинонатурщика». Фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «По закону».
- Идеи Пролеткульта и леФа в теории и практике киноискусства 20-х годов.
- С.Эйзенштейн. Начало творческого пути. Статья «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1925 г.), эстетические новации фильма.
- Броненосец «Потемкин» (1926 г.). Особенности жанрового решения. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).
- С.М. Эйзенштейн. Теория интеллектуального кино и ее практическое преломление в творчестве режиссера. Жанровые особенности фильма «Октябрь» (1927 г.).
- Фильм в. Пудовкина «Мать» (1926 г.). Принципы экранизации. Особенности изобразительного и монтажного решения.
- Г.Козинцев и л.Трауберг. Манифест «Эксцентризм». Мастерская фэкс. Эксцентрические фильмы «Похождения Октябрины» (1924 г.) и «Чертово колесо» (1926 г.).
- Фильм г.Козинцева и л.Трауберга «Шинель» (1926 г.). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания особенностей стиля Гоголя.
- Жанрово-стилевые особенности творчества а. Довженко.
- «Земля» (1930 г.) а. Довженко. Философско-поэтическая концепция и образная структура фильма.
- Фильм ф.Эрмлера «Обломок империи» (1929 г.). Своеобразие драматургического замысла. Изобразительное решение фильма.
- «Третья Мещанская» (1927 г.) а.Роома. Своеобразие поэтики фильма.
- Метафора и деталь в классических фильмах немого кино.
- «Окраина» (1933 г.) б. Барнета. Сюжетная камерность и ощущение исторического времени. Психологическая разработка характеров, быт и атмосфера действия.
- Фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1934 г.). Драматургическая композиция. Психологическая разработка характеров.
- Особенности развития жанра кинокомедии 30-х годов.
- Жанровое и стилевое своеобразие фильма с.Эйзенштейна «Александр Невский». Изобразительное решение. Роль музыки в раскрытии идеи и образов фильма.
- «Депутат Балтики» (1937г.). Камерность сюжета и образ времени в фильме. Образ Полежаева в исполнении н. Черкасова.
- Жанрово-стилевые особенности фильмов с.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». Принципы актерского исполнения.
- Киноискусство периода Великой отечественной войны. Фронтовая кинохроника. «Боевые киносборники».
- Фильмы ф. Эрмлера «Она защищает Родину» (1943 г.) и м. Донского «Радуга»(1944г.). Особенности художественного решения темы войны.
- Особенности стилистического решения фильма ю. Райзмана «Машенька» (1942г.).
- «Мечта» (1941 г.) м. Ромма. Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт. Актерский ансамбль.
- Фильм с. Эйзенштейна «Иван Грозный». Идея кинематографического синтеза искусств.
- 32. Эстетика кино рубежа 40-х – 50-х гг.
- Обновление художественного языка киноискусства в период «оттепели» 50–60-х годов, борьба против схематизма, парадности, бесконфликтности.
- Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).
- Особенности художественного стиля фильма м.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).
- «Гамлет» (1964 г.) г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки.
- Особенности кинопроцесса в период «застоя».
- Статья а.Тарковского «Запечатленное время».
- Фильм а. Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Особенности режиссерской трактовки, композиции, жанра и стиля фильма.
- Творчество в. Шукшина. Своеобразие художественного почерка. Режиссерский анализ фильма «Калина красная».