logo
Istoria_kino_ekzamen

Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).

«Летят журавли»: в содержательном аспекте, по трактовке военной темы, были достигнуты большие успехи. С героических военных подвигов тема перемещается в бытовые ситуации судеб людей. Военных кадров очень мало, и даже нельзя сказать, что они героические, они просто человечные (Борис тащит на себе раненого боевого товарища и в него попадает пуля). Это история скорее не об истории подвига, а о вине и искуплении этой вины через страдания. Вероника – ни положительна, ни отрицательна. Авторы не позволяют ее осуждать за такой предательский поступок. Она единственна, авторы оберегают ее. Все это, все сложные, противоречивые чувства достигаются изобразительными средствами – игра света и тени, ракурсы, возможности ручной камеры Урусевского. Все это вместе дает новый художественный результат из-под дуэта Калатозова и Урусевского. Здесь же виден романтический порыв. Сцена проводов и приезда победного поезда – это сцены, где частная жизнь Вероники и Бориса вливаются в общечеловеческое горе или радость, надежду на возвращение. В этих полных живого движения и экспрессии кадрах возникает тревожный, щемяще горький образ всенародного бедствия. Человек – не незначительная часть мира, а индивидуальность.

«Судьба человека» - дебют режиссера. Значение фильма в подходе к национальному русскому характеру. Соколов потерял в жизни все, через все прошел. Сила не в духовных исканиях, не в смирении, а в несгибаемой стойкости. В фильме резкие выразительные средства. Война показана страшная, сплошная чернота, безмолвность, искореженность. А в противовес – островок другого мира – березовая роща как символ настоящей жизни. Все остальное – чужое, неестественное. Сквозь лающую речь немца, их песни, пробивается мелодия русской частушки.

«Баллада о солдате». История – путь Леши Скворцова домой. Истекает отпуск – истекает жизнь. Он – обыкновенный русский солдат, в картине раскрывается ценность отдельной человеческой жизни. Фильм изумителен своей простотой. Есть только один метафорический кадр перевернутый, символизирует перевернутый войной мир. Чухрай не особо заботится о кадрах, картина в сущности очень точна по разработке персонажей, по деталям, но непонятно, откуда в ней берутся поэзия. Природа картина гармоничта, естественна, атмосфера – единична. Чухрай не боится элементарности. Персонаж живой, чувственно ощущаемый.