Метафора и деталь в классических фильмах немого кино.
Рождение звукового кино. Теоретические споры вокруг проблем звукового кино. «Будущее звуковой фильмы. Заявка» С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, Г.Александрова. Экспериментальные работы со звуком в документальном кино («План великих работ» А.Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева, «Симфония Донбасса» Д.Вертова).
В 1927 году сняли первый звуковофй фильм «Певеу джаза». Фильм имел большой успех, но многие знаменитые кинематографисты не хорошо приняли приход звука. Они писали, что природа кино исключает присутствие звука. Картины стали походить на рассказ о действии, а не само действие. Это вело к театрализации изображения. Потерялись основные художественные средства, требовалось пересматривать основы режиссуры, актерской игры, драматургии. Отечественные кинематографисты стали спорить на счет всего этого. В «вертикальном монтаже» Эйзенштейн пишет, что в подходе к монтажу чисто зрительному и монтажу, связывающему элементы областей, в частности зрительный и звуковой образы, по линии создания единого звукозрительного образа, принципиальной разницы нет. В «Звуковой монтаже» режиссеры пишут, что только контрапунктное использование звука по отношению к зрительному монтажному куску дает новые возможности монтажного развития. Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со ззрительным образом.
В области записи звука делались различные эксперименты. В частности, в мультфильмах. Был применет прием предварительной записи музыки. Музыклаьный фильмы и мультфильмы снимались под фонограмму.
Музыкальная партитура в фильмах стала вмешиваться в драматургию фильма. Музыка исполняет функцию внутреннего монолога.
-
Теоретические исследования С.Эйзенштейна 30-х годов, посвященные проблемам внутреннего монолога в кино, драматургической функции цвета в фильме, выразительным возможностям звукозрительного монтажа.
-
Содержание
- Место кинематографии в современной системе средств массовой коммуникации, в аудиовизуальной культуре.
- Кино и телевидение. Различия и взаимовлияние.
- Кинорежиссура в дореволюционной России. Я.Протазанов, у.Бауэр. Ориентация на опыт театра и литературы. Первые открытия в области выразительности.
- Экранизации произведений л.Н.Толстого в немом кино. Фильмы «Отец Сергий» (1918 г.) и «Поликушка» (1919 г.).
- Теория и практика л.Кулешова. «Эффект Кулешова». Теория «кинонатурщика». Фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «По закону».
- Идеи Пролеткульта и леФа в теории и практике киноискусства 20-х годов.
- С.Эйзенштейн. Начало творческого пути. Статья «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1925 г.), эстетические новации фильма.
- Броненосец «Потемкин» (1926 г.). Особенности жанрового решения. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).
- С.М. Эйзенштейн. Теория интеллектуального кино и ее практическое преломление в творчестве режиссера. Жанровые особенности фильма «Октябрь» (1927 г.).
- Фильм в. Пудовкина «Мать» (1926 г.). Принципы экранизации. Особенности изобразительного и монтажного решения.
- Г.Козинцев и л.Трауберг. Манифест «Эксцентризм». Мастерская фэкс. Эксцентрические фильмы «Похождения Октябрины» (1924 г.) и «Чертово колесо» (1926 г.).
- Фильм г.Козинцева и л.Трауберга «Шинель» (1926 г.). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания особенностей стиля Гоголя.
- Жанрово-стилевые особенности творчества а. Довженко.
- «Земля» (1930 г.) а. Довженко. Философско-поэтическая концепция и образная структура фильма.
- Фильм ф.Эрмлера «Обломок империи» (1929 г.). Своеобразие драматургического замысла. Изобразительное решение фильма.
- «Третья Мещанская» (1927 г.) а.Роома. Своеобразие поэтики фильма.
- Метафора и деталь в классических фильмах немого кино.
- «Окраина» (1933 г.) б. Барнета. Сюжетная камерность и ощущение исторического времени. Психологическая разработка характеров, быт и атмосфера действия.
- Фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1934 г.). Драматургическая композиция. Психологическая разработка характеров.
- Особенности развития жанра кинокомедии 30-х годов.
- Жанровое и стилевое своеобразие фильма с.Эйзенштейна «Александр Невский». Изобразительное решение. Роль музыки в раскрытии идеи и образов фильма.
- «Депутат Балтики» (1937г.). Камерность сюжета и образ времени в фильме. Образ Полежаева в исполнении н. Черкасова.
- Жанрово-стилевые особенности фильмов с.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». Принципы актерского исполнения.
- Киноискусство периода Великой отечественной войны. Фронтовая кинохроника. «Боевые киносборники».
- Фильмы ф. Эрмлера «Она защищает Родину» (1943 г.) и м. Донского «Радуга»(1944г.). Особенности художественного решения темы войны.
- Особенности стилистического решения фильма ю. Райзмана «Машенька» (1942г.).
- «Мечта» (1941 г.) м. Ромма. Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт. Актерский ансамбль.
- Фильм с. Эйзенштейна «Иван Грозный». Идея кинематографического синтеза искусств.
- 32. Эстетика кино рубежа 40-х – 50-х гг.
- Обновление художественного языка киноискусства в период «оттепели» 50–60-х годов, борьба против схематизма, парадности, бесконфликтности.
- Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).
- Особенности художественного стиля фильма м.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).
- «Гамлет» (1964 г.) г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки.
- Особенности кинопроцесса в период «застоя».
- Статья а.Тарковского «Запечатленное время».
- Фильм а. Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Особенности режиссерской трактовки, композиции, жанра и стиля фильма.
- Творчество в. Шукшина. Своеобразие художественного почерка. Режиссерский анализ фильма «Калина красная».