logo
Istoria_kino_ekzamen

Броненосец «Потемкин» (1926 г.). Особенности жанрового решения. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).

Сценарист - Нина Агаджанова, оператор – Эдуард Тиссе. Из большого сценария выбрали одно событие – восстание на броненосце. В основе фильма подлинные документальные происшествия.Эйзенштейнр реконструировал документальные события – расстрел на улице был воссоздан по фотографиям и описаниям. Жанр – эпическое произведения. Здесь, как и в «Стачке», нет привычной фабулы и психологически очерченных характеров, тут действуют коллективные герои: силы революции, мирный народ, деспотичный режим. Точно подобранные типажи достигают узнаваемых социальных образцов. Благодаря монтажу графически четких кадров действие, увиденное как бы одновременно с разных точек, развивается стремительно и напряженно. Монтаж позволяет достичь и музыкальной ритмичности дей ствия. Все ситуации приведены к единству места, времени и действия, все органично переходит из одного состояния в другое, противоречивое первому. Монтаж в фильме новый и разнообразный: повествовательный (в начале), экспрессивный (бунт, расстрел на лестнице), лирический (сюита туманов), поэтическо-метафорический, музыкальный (в финале).

Немецкий композитор Майзель написал оригинальную музыку, также есть музыка Шостаковича. Фильм отличается композиционной стройностью. Все ее части гармонически связаны между собой. Четко прослеживается завязка, перипетии, кульминация, развязка – «строгая трагедийная композиция, пяти-актная трагедия». Титры – в духе Маяковского, яркие, броские. Эйзенштейн переосмыслил новые кинематографические открытия, в то же время опирался на традиции классики. Характерная для конструктивизма метафора – «поэтизация машины» (напряженный ритм работы двигателя – волнение народа), метафора посредством монтажа – «взревел каменный лев». Сюрреализм – червивое мясо – народ гниет, вытекающий глаз учительница на лестнице – ослепление народа. Детали работали на усиление эмоционального воздействия – коляска с ребенком, сапоги наступающих солдат, разбитое пенсне врача и др. Впервые было доказано, что кинематограф имеет художественные средства, чтобы стоять на ряду с высоким искусством». Режиссер говорил, что фильм выглядит как хроника, а действует как драма.