logo
Istoria_kino_ekzamen

Фильм в. Пудовкина «Мать» (1926 г.). Принципы экранизации. Особенности изобразительного и монтажного решения.

Первый полнометражный фильм Пудовкина. Сценарист – Н. Зархи. Фильм сделан по произведению М. Горького, но сюжет был немного изменен, чтобы драматизировать события. В сценарии появился мотив невольного предательства матери, которая отдавала офицеру оружие, поверив в его обещание отпустить сына, а также сцена гибели матери. Внимание сосредотачивается на главных героях, второстепенные персонажи выбрасываются.

В изобразительной трактовке героев оператор отталкивался прежде всего от горьковской повести, стремясь точно перевести литературный язык на язык кинематографа. Характеры действующих лиц в повести были выписаны четко и выпукло — они определили поиски их изобразительного эквивалента. В фильме появляется новый ракурс – «снизу». объединяются метафорические образы и рациональные, точные детали. Фильм сделан в реалистическо-бытовой форме.

Музыка в этом фильме не только эмоциональный фон, ритмическая организация, но и драматургическая. Форма этого фильма – сонатная (как в музыке).

  1. Allegro – тема отца. Его первое появление и до смерти

  2. Adagio– сцена у гроба отца

  3. Allegro – обыск, суд, тюрьма – это подготовка к финальной части

  4. Presto – начинается ледоход, стачка и гибель

Большая социальная тема преобразила экран. Он сблизился с жизнью настолько, что порой казалось чудом, как удалось заснять все эти кадры: грязные улицы, трактир… Не верится, что это не хроника. В фильме есть много персонажей с яркой, говорящей о себе внешностью, сразу можно сказать, что этот-чиновник, а тот-солдат. Но главные герои (Балатов, Барановская) также выдержали соперничество с типажами, оказались не менее правдивыми в своем внешнем облике, изнутри раскрыв судьбы и характеры героев. Сам Пудовкин сыграл жандарма в картине.

Оператор Головня нередко превращал изображение в символ, и тогда обычные пропорции жизни нарушались. Человек, олицетворяющий самодержавие, был показан словно из неживой материи, фигура городового походила на уродливый монумент. Природа в фильме показана в своем богатстве, она возрождается, как мать. Ход природных сил тесно сливался с ходом социальной борьбы. Выразительны кадры весеннего половодья, когда огромные льдины, сталкиваясь и борясь, неудержимо стремятся вперед, а на берегу растет рабочая демонстрация. Изобразительная форма вообще была необычной. Экспрессивность зрительного рядя выражалась в обилии крупных планов, мимолетных зарисовок, эмоциональных кадров, которые в резком монтаже выстраивают логику развития характеров. В ра­курсных композициях, в ярких контрастах света и тени, в ост­ром ассоциативном монтаже — очевидная условность, метафо­ричность, символика. И при этом внутри каждого кадра, даже самого условного, самого метафорического,— глубокая жиз­ненная правда, которую удается воссоздать на экране только большому художнику.

Новаторство также было в том, что в «Матери» показано видение огромного мира, социалистической борьбы через человека.