logo
Istoria_kino_ekzamen

С.М. Эйзенштейн. Теория интеллектуального кино и ее практическое преломление в творчестве режиссера. Жанровые особенности фильма «Октябрь» (1927 г.).

Генеральная проблема, волновавшая режиссера как художника и теоретика заключалась в поисках возможностей расширения познавательной емкости кинематографа, в нахождении способов передачи не только эмоций и чувств, но и философских, научных, политических понятий. Так родилась идея создания интеллектуального кино. Режиссер был уверен, что именно кинематографу суждено разрешить проблему противостояния науки и искусства. Нужно вернуть науке чувственность, а абстрактный мыслительный процесс окунуть в практическую деятельность. Интеллектуальное кино – синтез эмоционального, документального и абсолютного кино. Считал, что нужно экранизировать классово важные понятия, хотел снять «Капитал» по Марксу. «Интеллектуальный монтаж» - это монтаж двух разных по смыслу кадров рождает нечто третье, содержащее идейную оценку», т.е. это монтаж образов. Но они не должны объясняться, они воспринимаются эмоционально, подсознательно, как метафоры. Например, сцена в фильме «Октябрь», где женщин обучают военному делу, Эйзенштейн выбирает место рядом со статуей «Первые шаги» женщины и маленького ребенка.

Годы спустя Эйзенштейн признает, что его теория потерпела фиаско. В любом случае в кино все – художественные образы, а не научные понятия. Можно показать отдельного капиталиста или группу, но нельзя передать понятие «капитал». А Эйзенштейн упорно пытался найти способ сужение смыслового значения кадра, чтобы в нем можно было прочитать понятие. Считал, что на пути интеллектуального кино стоит «живой человек» (отрицание психологического искусства), который не дает ему развиваться. Считал, что в кино не нужны актеры, а нужны типажи («Броненосец»). Фильм так же как и «Броненосец «Потемкин» снят в жанре эпопеи, только более широкой – события охватывают многие происшествия революционных лет (штурм Зимнего дворца, фронт..).

«Октябрь» во многом отвечал теории интеллектуального кино. Там были типажи (кроме сатирической фигуры Керенского), но в отличие от «Броненосца» не было и особой драматургии, а были яркие монтажные куски, представляющие последовательную цепь событий. Авторы считали, что события революции всем известны, поэтому фильм показывал не столько факты, сколько свои соображения, игру слов по поводу них.

На счет «интеллектуального кино» в «Октябре»: монтажно сопоставляя атрибуты разных религий, Эйзенштейн пытался возбудить слово «Бог». На самом деле это сопоставление воспринималось как перечисление музейных экспонатов. Помимо изобразительных кинометафор, он пытался средствами пластики создать звуковые образы (арфа и балалайка сопоставлялись с речами меньшевика и эсера, дрожание хрусталя на люстрах). Позже он признал, что все это потом лучше достигалось благодаря приходу звука в кино.