logo
Istoria_kino_ekzamen

Г.Козинцев и л.Трауберг. Манифест «Эксцентризм». Мастерская фэкс. Эксцентрические фильмы «Похождения Октябрины» (1924 г.) и «Чертово колесо» (1926 г.).

В 1922 году в Петрограде выходит брошюра «Эксцентризм», авторы которой С. Юткевич, Г. Козинцев и Л. Трауберг.

Манифест – отрицали высокое искусство, призывав к американизациям, канкан на канате логики и здравого смысла, низкий жанр, аттракционы – чертово колесо. Пользовались передовыми приемами и технологиями, призывали к американскому искусству – эстрада и цирк – эксцентрика балагана была противопоставлена буржуазным будням.

Мы – эксцентризм в действии.

Эксцентризм – сатирическое или скептическое отношение к повседневному. Стремление показать обычное в необычном ракурсе.

ФЭКС – фабрика эксцентрического актера. В эту группу входили оператор Москвин, художник Еней, актеры Елена Кузьмина (жена Ромма в будущем), Янина Жеймо, Герасимов, Кастричкин, Соболевский. Они занимались пластикой, акробатикой, фехтованием, пантомимой боксом. Многое значил энтузиазм, старание и талант, который обнаруживался в ходе интенсивных занятий.

Поставили несколько спектаклей – «Женитьбу», «Внешторг на Эйфелевой башне» (с клоунами и акробатами).

«Похождение Октябрины» - первый их фильм. Картина была насыщена эффектами, там много трюков, когда, например, Октябрина ездит на мотоцикле по крышам. Все эти трюки были пригодны для киноплаката или для карикатуры.

В «Чертовом колесе» уже попытались сделать мелодраму с обоснованными действиями. Герои – матрос и его девушка, противоборствующая сила – нэповское дно. Оператор Москвин снимал и на «американских горках», на лодке и карусели – везде. Все было преувеличено – шайку не просто арестовывали, а ликвидировали в особом масштабе; герой Герасимова, налетчик, становился почти что воплощением темных сил. «Переигрышу театральной игры мы противопоставим силу скрытой эмоциональности, точность движений, выразительность деталей, лаконичность характеристик» (Г. Козинцев). Например, фокусник-налетчик перед выступление профессиональным жестом поправлял манжеты, и когда он умирал, окровавленный, в грязи – он оправлял несуществующие манжеты и умирал. Уголовный мир выглядит уродливым и страшным – карлики, великаны, люди с необычной внешностью.