Особенности художественного стиля фильма м.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).
Ромм пытался понять сущность человека. Изначально сценаристы с режиссером отказались от традиционного подхода к проблематике (т.е. всегда показывают их злодеяния). Авторы поставили другую задачу – разобраться средствами публицистики, как может простой немец превратится в человеконенавистника. Ромм говорит, что изначально человек чист и светл (в начале – детские рисунки). Потом фотография – немец стреляет в женщину с ребенком, затем кадр – женщина гладит ребенка). Такие монтажные сопоставления заставляют задуматься о возникновении фашизма. Авторы не спешат показывать все сразу. Они долго разбираются в нравственных проблемах, исследуют «маленького человека». Док-ые материалы используются в целях создания композиции ради мысли автора, которая образовывает сюжет, последовательность событий тут ни при чем. Композиционно фильм построен на главах по аспектам темы. Связь – причинно-следственная. Ромм – не комментатор, а историк, публицист, художник. Он стремится к точным фактам, выражает свое отношение, стремится к той форме, которая способна эмоционально воздействовать на зрителя. Это фильм – размышление. Ромм воспользовался хроникальными материалами, любительской съемкой фашистов. Зритель видит изнутри картину жизни фашистов.
Ромм не стремился навязать свое понимание, он вступает со зрителем в диалог. Он убеждает зрителя объективностью авторского анализа, логикой. Сценаристы используют научную методику социологии, а воздействие фильма на зрителя определяется средствами художественной выразительности, в частности – монтаж аттрацкионов.
Ромм показывает внутреннюю связь событий, выражает свое мнение. Он впрямую обращается к зрителю, что характерно для тв. Получается, что это фильм – симбиоз жанров, если можно так сказать.
-
Содержание
- Место кинематографии в современной системе средств массовой коммуникации, в аудиовизуальной культуре.
- Кино и телевидение. Различия и взаимовлияние.
- Кинорежиссура в дореволюционной России. Я.Протазанов, у.Бауэр. Ориентация на опыт театра и литературы. Первые открытия в области выразительности.
- Экранизации произведений л.Н.Толстого в немом кино. Фильмы «Отец Сергий» (1918 г.) и «Поликушка» (1919 г.).
- Теория и практика л.Кулешова. «Эффект Кулешова». Теория «кинонатурщика». Фильмы «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «По закону».
- Идеи Пролеткульта и леФа в теории и практике киноискусства 20-х годов.
- С.Эйзенштейн. Начало творческого пути. Статья «Монтаж аттракционов». Фильм «Стачка» (1925 г.), эстетические новации фильма.
- Броненосец «Потемкин» (1926 г.). Особенности жанрового решения. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора).
- С.М. Эйзенштейн. Теория интеллектуального кино и ее практическое преломление в творчестве режиссера. Жанровые особенности фильма «Октябрь» (1927 г.).
- Фильм в. Пудовкина «Мать» (1926 г.). Принципы экранизации. Особенности изобразительного и монтажного решения.
- Г.Козинцев и л.Трауберг. Манифест «Эксцентризм». Мастерская фэкс. Эксцентрические фильмы «Похождения Октябрины» (1924 г.) и «Чертово колесо» (1926 г.).
- Фильм г.Козинцева и л.Трауберга «Шинель» (1926 г.). Поиски монтажно-пластических средств воссоздания особенностей стиля Гоголя.
- Жанрово-стилевые особенности творчества а. Довженко.
- «Земля» (1930 г.) а. Довженко. Философско-поэтическая концепция и образная структура фильма.
- Фильм ф.Эрмлера «Обломок империи» (1929 г.). Своеобразие драматургического замысла. Изобразительное решение фильма.
- «Третья Мещанская» (1927 г.) а.Роома. Своеобразие поэтики фильма.
- Метафора и деталь в классических фильмах немого кино.
- «Окраина» (1933 г.) б. Барнета. Сюжетная камерность и ощущение исторического времени. Психологическая разработка характеров, быт и атмосфера действия.
- Фильм братьев Васильевых «Чапаев» (1934 г.). Драматургическая композиция. Психологическая разработка характеров.
- Особенности развития жанра кинокомедии 30-х годов.
- Жанровое и стилевое своеобразие фильма с.Эйзенштейна «Александр Невский». Изобразительное решение. Роль музыки в раскрытии идеи и образов фильма.
- «Депутат Балтики» (1937г.). Камерность сюжета и образ времени в фильме. Образ Полежаева в исполнении н. Черкасова.
- Жанрово-стилевые особенности фильмов с.Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». Принципы актерского исполнения.
- Киноискусство периода Великой отечественной войны. Фронтовая кинохроника. «Боевые киносборники».
- Фильмы ф. Эрмлера «Она защищает Родину» (1943 г.) и м. Донского «Радуга»(1944г.). Особенности художественного решения темы войны.
- Особенности стилистического решения фильма ю. Райзмана «Машенька» (1942г.).
- «Мечта» (1941 г.) м. Ромма. Особенности драматургии. Социально-психологический конфликт. Актерский ансамбль.
- Фильм с. Эйзенштейна «Иван Грозный». Идея кинематографического синтеза искусств.
- 32. Эстетика кино рубежа 40-х – 50-х гг.
- Обновление художественного языка киноискусства в период «оттепели» 50–60-х годов, борьба против схематизма, парадности, бесконфликтности.
- Интерпретация военной темы в киноискусстве второй половины 50-х – начала 60-х годов. («Летят журавли», «Судьба человека», «Баллада о солдате», «Иваново детство»).
- Особенности художественного стиля фильма м.Ромма «Обыкновенный фашизм» (1965 г.).
- «Гамлет» (1964 г.) г.Козинцева. Своеобразие режиссерской трактовки.
- Особенности кинопроцесса в период «застоя».
- Статья а.Тарковского «Запечатленное время».
- Фильм а. Тарковского «Андрей Рублев» (1966 г.). Особенности режиссерской трактовки, композиции, жанра и стиля фильма.
- Творчество в. Шукшина. Своеобразие художественного почерка. Режиссерский анализ фильма «Калина красная».