logo
Istoria_kino_ekzamen

Идеи Пролеткульта и леФа в теории и практике киноискусства 20-х годов.

Пролеткульт был беспартийной организацией, ставившей своей целью развитие художественно-творческой самодеятельности рабочих масс, а также теоритическую разработку пролетарской культуры. «Чисто» пролетарская культура складывалась из идеи труда, коллективизма, разрушения «авторитетов». Героями произведений пролетарского искусства должны быть не отдельные личности, а массы, коллектив (как в фильме «Стачка»). Постепенно Пролеткульт примыкает к ЛЕФу.

ЛЕФ (Левый фронт искусств) - творческое объединение, представители революционного искусства. Туда входили сторонники Маяковского и Мейерхольда. ЛЕФовцы отрицали культурное наследие, все старые формы искусств во имя новых форм, которые отвечают современности. Выдвинули теорию искусства как «жизнестроения», отрицая реалистическое искусство, которое считали «пассивно-созерцательным, теорию «социального заказа» (согласно ей, художник являлся только «мастером», выполняющим задания своего класса), идею «революции формы» (что вело к отрицанию художественно-познавательных функций искусства, недооценке классического наследия), а также программу «производственного искусства», способствовавшую зарождению художественного конструктивизма. Они считали, что «кино болен», что капитализм не дает ему развиваться, что предприниматели только собирают деньги. Дзига Вертов говорил, что они объявляют дореволюционные фильмы прокаженными. Но если в отрицании всего старого они были единодушны, то на счет нового у всех были разные взгляды. Вертов видел кино как хронику и документализм. Говорит, что не нужны никакие драмы и прочее. Кулешов же предлагает ровняться на приключенческий жанр, долой русскую психологическую картину, кино должно быть законно-распределенное во времени и пространстве. Козинцев декларировал, что жизнь требует искусство гиперболическое, ошарашивающее, эксцентрическое. Эйзенштейн близок к этой теории, в «монтаже аттракционов» он призывает учиться у цирка, мьюзик-холла. Тем самым молодые люди рождали новые формы, они в нем разбирались, создавали грамматику киноязыка, искали новые возможности, художественные образы. Именно из среды новаторов вышли наиболее активные участники становления советского киноискусства.