2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
Последние исследования археологов и генетиков позволяют считать, что именно в верховьях Тигра и Евфрата началось одомашнивание растений. В южных районах Месопотамии раньше, чем в долине Нила, уже с V—IV тыс. до нашей эры, начали складываться городские поселения, которые стали первыми государствами: Убейд, Ур, Урук, Лагаш и др. Ряд учёных вообще считают, что настоящие города, где жители связаны не кровным родством, а функциями — ремесленным производством, управлением, торговлей — впервые появились именно в Месопотамии, так что шумеры являются изобретателями города как такового. Шумерская пиктография возникла примерно около 3100-2800 гг. до н.э., и в 2800-2700 гг. до н.э. появляются первые памятники шумерской письменности (формирование египетской письменности относят примерно к 2700-2500 гг. до н.э). Согшласно современным данным археологии, взаимное влияние цивилизаций Месопотамии и долины Нила было очень слабым, причём можно говорить скорее о влиянии Месопотамии на Египет.
Своеобразие локальных культур Древней Месопотамии во многом определяется природными условиями. Нынешние природные условия мало чем отличаются от времён неолита и Шумера. Месопотамия — бывший морской залив, заполненный осадочными породами (песок, глина), принесёнными за миллионы лет Тигром и Евфратом. Местность здесь плоская, почвы, соответственно, глинистые и песчаные. Климат жаркий, очень солнечный и засушливый. Вместе с тем бывают дожди, которые поздней осенью и зимой нерегулярны и редки. Тигр и Евфрат каждое лето разливаются, причём разливы происходят в непредсказуемое время; реки могут часто менять русло: некогда все главные города Месопотамии находились на берегах Евфрата, а сейчас их развалины находятся посреди пустыни. Низины заняты болотами, где много рыбы, водоплавающих птиц, водились дикие кабаны и даже львы. Между речными лагунами и болотистыми местностями, где нет воды, лежат обширные пустыни. Почвы у воды очень плодородны. Лесов нет, как нет в больших количествах пригодного для строительства камня и вообще полезных ископаемых.
Поэтому хозяйственная культура Месопотамии основывалась на сельском хозяйстве, в котором важнейшее значение имели системы оросительных каналов и водохранилищ. Ячмень, пшеницу, просо выращивали не только для потребления в общинах, владевших полями, но и для торговли. Продавали также шерсть и кожу. Изо льна и шерсти делали ткани. Выращивали финиковые пальмы, виноград, многие фруктовые деревья. Разводили коз, овец, свиней на мясо и шерсть, крупный рогатый скот сначала в качестве тягловых животных, позднее появились лошади, которых запрягали в боевые колесницы.
Наиболее распространёнными местными материалами были глина, тростник, шерсть, кожа и лен. Все другие необходимые для ремесла материалы, включая камень и древесину, приходилось ввозить. Это определило широкое распространение торговли в Месопотамии.
Из тростника делали лодки, корабли, использовали его для циновок, плели паруса для кораблей, теми же циновками укрепляли берега водохранилищ. Глина шла на изготовление самых разнообразных гончарных изделий, от домашней утвари до статуэток, украшений и печатей; на глиняных табличках писали; из глины формовали строительные кирпичи. Мастера использовали гончарный круг, покрывали сосуды эмалью и глазурью. Поскольку топливо было дефицитным, строители использовали в основном сырцовые, то есть не обожжённые, а высушенные на солнце кирпичи. Из-за этого подавляющее большинство древних построек дошли до наших дней как глиняные бугры и холмы. Позднее научились делать изразцы — кирпичи, покрытые глазурью. Они использовались для облицовки зданий.
Несмотря на отсутствие металлов и камня, в Месопотамии появились искусные ремесленники, которые умели работать с драгоценными металлами, с медью, владели технологией литья по выплавляемым моделям.
Первую цивилизацию создали на юге Месопотамии в IV — первой половине III тысячелетия до н.э. шумеры — народ, происхождение которого до сих пор не ясно. Именно они продолжили начатое ещё в V тыс. до н.э. развитие убейдской культуры, превратив Урук, Ур, Лагаш и ряд других городов в настоящие государства. Там возникли все признаки цивилизации, включая государственные системы с мощным чиновничьим аппаратом центральной власти и письменной документацией в управлении и экономике, более или менее упорядоченный пантеон признаваемых всеми богов с соответствующими мифами. Сегодня доказано, что создание первой в истории системы письма, клинописи, определилось потребностями управления. Власть принадлежала поначалу жрецам различных храмов, а затем установилась монархия. В III тыс. до н.э., за несколько веков (по меньшей мере за восемь) до знаменитого Кодекса Хаммурапи, в Лагаше и Уре существовали своды законов. Общество имело сложную социальную структуру, низшими по положению были рабы.
Шумеры достигли замечательного мастерства в строительстве. Из сырцового кирпича возводили мощные крепости, ступенчатые пирамиды — зиккураты, величественные многоэтажные дворцы с сотнями помещений. Археологи раскопали в городе Киш остатки царского дворца, который в 2800 году до н.э. превосходил размерами Версаль. На зиккуратах помещали храмы.
Эти храмы поначалу были и центрами власти, но светская верховная власть довольно скоро перешла к царям. Жрецы в храмах остались хранителями языческой религии и различных практических знаний, предсказателями и мудрецами.
Они, в частности, записали целый ряд мифов о происхождении мира, человека и культуры, которые впоследствии вошли даже в Ветхий Завет: о том, что человек был вылеплен из глины, что женщина создана из ребра мужчины, о всемирном потопе, о существовании райского сада — Эдема (он, кстати, практически так же и назывался), о вражде братьев — скотовода и земледельца, параллели мифа об Аврааме. Есть мифы о том, как один из богов изобрёл мотыгу и плуг и подарил их человеку, научив затем земледелию. Записывались также молитвы и гимны в честь значительных событий, а также заклинания.
Со временем корпус этих текстов стал настолько разнообразен, что его с полным основанием определяют как шумерскую литературу. Молитвы, заклинания, мифы написаны ярким, эмоциональным языком, содержат метафоры и сравнения, сложные сюжеты. Это не только мифы и заклинания, но и художественные произведения. Самый известный из таких текстов — поэма о Гильгамеше.
Фигура Гильгамеша восходит к реальному царю Урука, который со временем стал легендой. Гильгамеш пытался сделать людей бессмертными, не побоявшись для этого вступить в конфликт с богами.
Есть на табличках и тексты, в которых просматриваются размышления над «вечными» вопросами — о добре и зле, жизни и смерти, смысле жизни («беседа господина и раба»).
Жрецы не только отправляли культы богов (местных и признаваемых всеми общих, самых главных), но и наблюдали за звёздным небом. Уже тогда были выделены некоторые созвездия, возникло то знание, которое сегодня называют астрологией. Именно шумерские жрецы начали делить день и ночь на двенадцать частей. Они изобрели солнечные (гномон) и водяные часы (клепсидра), стали делить год на 12 месяцев (в соответствии с фазами Луны). Они же лечили людей, накапливая эмпирические знания о болезнях, лечебных свойствах трав и различных веществ, о строении человеческого тела. Это тоже известно по текстам глиняных таблиц, дошедшим до наших дней. Оказалось, что в Европе в Средние века врачи применяли многие шумерские рецепты, не догадываясь об их древнейшем источнике.
Систематическое использование письменных документов в практике государственного управления привело к возникновению школ. Археологи раскопали множество остатков школ вместе с «учебниками» и «тетрадями учеников» на глиняных таблицах. Обучившись грамоте, шумер получал возможности серьёзной карьеры. В школах, как выяснилось по расшифрованным клинописным текстам, обучали не только грамоте.
Шумерские мудрецы начали разрабатывать основы математики. Они пользовались шестидесятиричной и десятиричной системами исчисления, знали дроби, рассчитывали площади сложных фигур и объёмы тел различной конфигурации, применяли уравнения с неизвестными. Многие математические знания шумеров позднее были забыты.
В Месопотамии всегда жили многие народы, и в разные периоды доминировали шумеры, их северные соседи аккадцы (культуру этих времён даже называют шумеро-аккадской), государство с центром в Вавилоне, ассирийцы со столицей в Ниневии. Непосредственными прямыми наследниками шумеро-аккадской культуры и цивилизации были вавилоняне. Они, как и их соседи ассирийцы, говорили на аккадском языке, что определяло преемственность культуры.
Все достижения шумеро-аккадской культуры в Вавилоне были восприняты и усовершенствованы. Там, например, был построен зиккурат со стороной в 92 метра и высотой около 90 метров, имевший семь ступеней-платформ. Он стал поводом для мифа о Вавилонском столпотворении. Там же находились знаменитые «висячие сады Семирамиды» — многоэтажный царский дворец, на террасах которого росли многочисленные деревья и кустарники, которые поливались сложной водоподъёмной системой. Вавилоняне были ещё более искусными ремесленниками, чем шумеры. Они умели делать красочные изразцы и украшали ими здания и крепостные стены. Их торговые караваны и корабли достигали гораздо большего числа гаваней и городов. Кодекс царя Хаммурапи (ХVII век до н.э.) был подробно разработан, многие вавилонские цари вели успешные завоевательные войны.
С ХVI века до н.э. Месопотамия попадает под власть Ассирии. Поэтому Вавилон утрачивает роль столицы (ею становится Ниневия), но остаётся величайшим городом Востока. Ассирийцы полностью восприняли вавилонскую культуру, наследницу шумеро-аккадской, и продолжили её традиции, добавив к ним традиции и достижения своих племён. Храмы Вавилонии оставались хранителями знаний, ассирийцы стали пользоваться письменностью вавилонян — той же шумерской по происхождению клинописью.
Сохранилась в основном вавилонская языческая религия, продолжали передаваться и жить все основные мифы, определяя картину мира ассиро-вавилонской культуры. В религиозной картине мира выстраивается чёткая иерархия богов с верховным, самым главным богом во главе, связанная с формированием деспотической монархии.
Более жёсткой и разветвлённой стала государственная система, имевшая уже все особенности восточной деспотии. Поражает жестокость памятных надписей и рельефов, прославлявших военные победы царей.
Ещё более искусными стали строители, возводившие неприступные крепости и величественные дворцы для царей (например, Синахериба, Ашшурбанипала в Ниневии, Саргона II в Дур-Шаррукене). Ремесленники изготавливали тончайшие украшения, сложные цилиндрические печати для рельефных оттисков-подписей на глиняных табличках. Скульптуры, барельефы и росписи стен стали более монументальными и вместе с тем реалистичными (например, барельефы во дворце Ашшурбанипала, изображающие охоту на львов, умирающую львицу, бегство арабских воинов на верблюдах). Идейное содержание ассиро-вавилонского монументального искусства — возвеличивание царей.
Ассирийские цари создали настоящие библиотеки, где были пронумерованы страницы книг, сами книги размещались в определённом порядке, был даже каталог с карточкой на каждую книгу. В сохранившейся библиотеке Ашшурбанипала было около 25 тысяч глиняных таблиц.
В 539 г. до н.э. Вавилон был разрушен персами. Однако достижения шумеро-аккадской и наследовавшей ей ассиро-вавилонской культуры вошли в культуры Египта и ближневосточного средиземноморья. Известно, что их изучали мыслители античного мира, прежде всего греческие мудрецы. Отсюда они впоследствии вошли и в европейскую культуру.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126