logo search
ответы госы1

6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи (1452-1519) Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь во Флоренции. Работа в мастерской Вероккио способствовали зарождению научных интересов. В ранних произведениях (“Благовещение”, “Мадонна Бенуа”) художник оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах, да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах”, где персонажи представлены в окружении скалистого пейзажа, а светотень подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Фигуры персонажей образуют ясную, устойчивую пирамиду в центре которой лик Мадонны.

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” знаменующую собой вершину европейской живописи - миг молчания, последовавший за словами Христа:"один из вас придаст меня". Все перспективные линии росписи сходятся в одной точке. да Винчи писал её смесью масла и темперы и через 20 лет краски стали осыпаться. Её этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности, продолжающей архитектурное пространство, в ясной, системе жестов и мимики персонажей, в уравновешенности форм.

После падения Милана жизнь да Винчи прошла в постоянных переездах. Во Флоренции он работал над росписью зала “Битва при Ангьяри”, стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете Монны Лизы он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал пейзаж.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио, алтарный образ “Св. Анны Марии и младенцем Христом”, завершающий поиски в области перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель”, где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци. Он оставил в наследие человечеству множество гениальных мыслей!