2.2. Культура древнего Египта
Культура Древнего Египта развивалась в долине Нила. От неё сохранилось гораздо больше памятников, чем от культуры Месопотамии, так что она изучена сегодня намного полнее. Объясняется это, как и многие особенности самой культуры Египта, природными условиями.
Египет, в отличие от Месопотамии, расположен не на равнине из песка и глины, а в долине, которую за миллионы лет вырезал себе Нил в коренных породах северной Африки. Её длина около 1000 километров, ширина от 1 до 20 километров. За пределами долины Нила лежат иссушающие пустыни, которые занимают 96 % площади Египта. Перед впадением в море Нил течёт по плоскому побережью и разливается на сотни рукавов, образуя знаменитую дельту. Дождей практически не бывает, земледелие возможно только за счёт полива из реки. Нил каждое лето разливается с редкостной регулярностью — всегда 19 июля. Вода несёт с собой большое количество ила, который является эффективным естественным удобрением; это обеспечивает высокое плодородие заливаемых угодий. Коренные берега Нила прорезаны в камне, имеют форму террас. По берегам растут леса, финиковые и кокосовые пальмы, в самой воде у берегов папирус, в дельте ещё и лотос. В Египте достаточно материалов для строительства и ремесла, множество месторождений меди, золота, других полезных ископаемых, камня. Иначе говоря, здесь, в отличие от Месопотамии, имеется всё необходимое для жизни. Высказаны предположения, что именно этим объясняется длительная самоизоляция Египта и не слишком интенсивная внешняя торговля.
Ещё одно отличие от Месопотамии — моноэтническое население. В долине Нила с очень давних времён жили люди, исстари говорившие на одном языке и считавшие себя одним народом. Видимо, поэтому здесь возникла первая в истории система единого национального государства, просуществовавшая во много раз дольше всех других.
Это произошло около 3300 – 3000 гг. до н.э. Примерно в это время начинают делать папирусные свитки, разрабатывается система иероглифов, осваивается счёт. Для фараонов, жрецов, вельмож возводят монументальные гробницы-мастабы, в них пытаются сохранять мумифицированные тела покойных. Тогда же формируется особый менталитет, в котором царь — воплощение бога Гора, божественный владыка Обеих Земель.
Несмотря на сложную историю, включавшую упадки и расцветы, завоевания иностранцами и новые возвышения, Египет в течение тридцати веков (с 4-го тыс. до н.э. до 332 г. до н.э.) сохранял преемственность и своеобразие своей культуры. Её достижения позднее вместе с месопотамскими вошли в предпосылки античной культуры. 332 год до н.э. — это год завоевания Египта Александром Македонским, когда эпоха исконной, древней культуры сменилось эллинистическим периодом.
Важнейшим фактором, определявшим особенности египетской культуры, была религия. В отличие от Месопотамии, религиозные нормы и идеи были в Египте несравненно более влиятельны. Древние египтяне были язычниками. Они верили, что их страна создана богами. Считалось, что ими же созданы ремёсла, искусство, письменность, счёт и магия.
Боги были антропоморфны (похожи на людей) или соединяли черты человека и животного: Анубис — человек с головой шакала, Гор — с головой сокола, Мут — женщина с головой львицы и т.п. Были и зооморфные боги, например, скарабеи — навозные жуки, богиня Баст (Бастет) — кошка, Хатор — небесная корова. Самые почитаемые боги: Амон (Ра), бог солнца; Анубис — покровитель мёртвых; Гор — бог неба, солнца, покровитель царской власти; Осирис — владыка подземного царства, умиравший каждую осень и воскресавший зимой; Сет — повелитель сил зла; Исида — богиня семейной любви и верности, покровительница мудрости и магии, близкая к Иштар-Астарте-Иннане, ипостась единой богини любви. Высоко почитался бог мудрости Тот, покровитель литературы, писцов, лекарей и магов.
Богом при жизни считался царь Египта, называвшийся фараоном. Его скульптуры ставились в храмах, ему возносились молитвы. Считалось, что даже вся судьба Египта зависела от земного и загробного благополучия фараона.
Древнеегипетская мифология объясняла возникновение и устройство мира и, главное, место и судьбу человека в нём. Мировосприятие и менталитет жителей Древнего Египта включали в себя представления о том, что каждый человек имеет душу, которая может жить и после смерти земного тела. Поэтому очень многие аспекты земной жизни были подчинены заботам о последующей судьбе души. Загробная жизнь мыслилась точно такой же, как и земная, как простое продолжение известной всем повседневной жизни. Это одна из причин, почему в Египте сохранилось так много артефактов древней культуры: в могилу старались поместить всё, что необходимо для жизни. Если что-либо не помещалось, в могилу укладывали модель (например, большого корабля или повозки) или рисовали этот предмет на стенах погребальной камеры, на саркофаге и т.п. По той же причине египтяне стремились сохранить и тело умершего. Для этого они разработали технологию мумификации трупов, настолько эффективную, что мумии сохранились до наших дней.
Ряд сюжетов и образов египетской мифологии, вслед за месопотамскими, вошли в христианскую религию. Это представления о посмертном суде, о возможности вечной жизни души в благоденствии (у христиан — «во спасении, в вечном блаженстве»), о воскрешении бога после мучительной смерти. Специалисты указывают, что в христианской иконографии образ Исиды с младенцем Гором перевоплотился в Богоматерь с младенцем Иисусом, повергающий Сета Гор стал Георгием Победоносцем, шакалоголовый Анубис — святым Христофором Псеглавцем.
Египтяне выращивали ячмень, полбу, лён, виноград и многие садовые фрукты. Разводили они и домашних животных: овец, коз, ослов, позднее лошадей и верблюдов. Для охоты использовались собаки.
Ремесленники Древнего Египта успешно использовали ресурсы своего края и достигли замечательного мастерства.
Строители и камнерезы возвели знаменитые пирамиды и храмы с замечательными скульптурами, барельефами и резьбой. Самые знаменитые из них: пирамида Хеопса в Гизе (высотой 147 метров) и сфинкс, храмы в Карнаке, Луксоре и Абу-Симбеле, заупокойный храм женщины-фараона Хатшепсут. Именно зодчие Древнего Египта создали классические архитектурные формы: пирамида, пилон, колонный зал, обелиск (первоначально символизировавший солнечный луч). Многие скульптуры были замечательно реалистичными и точными портретами. Всемирно известен, например, бюст Нефертити — жены фараона Аменхотепа IV (Эхнатона).
В гробницах найдены различные изделия из меди, изготовленные как литьём, так и ковкой. Из меди делались инструменты (топоры, пилы, долота и проч.), оружие, сосуды (кувшины, чаши и т.п.), статуи, украшения. Позднее медь сменила бронза. Утварь и крашения тщательно отделывались.
Древнеегипетские ювелиры в громадных количествах делали всевозможные бусы и ожерелья из цветного стекла, подвески, а также разнообразные украшения из золота, меди, электрона и полудрагоценных камней. Во многих украшениях виртуозно сочетаются золото и цветное стекло. Шедевром ювелирного искусства является саркофаг фараона Тутанхамона, отлитый из золота и полностью повторявший облик фараона.
Очень многое делалось из дерева: корабли, мебель, статуэтки, сельскохозяйственные орудия, молотки каменщиков, колонны храмов и т.п.
Высокого мастерства достигли мастера Древнего Египта в обработке кожи, в ткачестве изо льна и шерсти. Сохранилось также множество гончарных изделий, всевозможных керамических сосудов и скульптур. Типично местным было применение папируса, из которого строили лодки и суда, а также делали материал для письма.
Основную массу населения составляли свободные люди, хотя были и рабы. Считается, что рабами становились пленённые во время войн иноземные воины. Рядовые работники подчинялись чиновникам и надсмотрщикам. Вся работа тщательно фиксировалась в письменных документах, чем занимались специальные чиновники-писцы. Все чиновники, от рядовых до самых высокопоставленных вельмож, находились на службе у фараона. Особое сословие составляли жрецы многочисленных храмов, посвящённых различным богам.
Жрецы очень рано начали наблюдать за небом, чтобы определять смены сезонов, предугадывать разливы Нила. В египетских храмах сохранились древние карты звёздного неба, где звёзды объединены в созвездия. Жрецы умели даже предсказывать солнечные затмения. На основе своих наблюдений жрецы составили солнечный календарь, который лежит в основе современных европейских календарей.
Фараоны издавна начали строгий учёт своих владений, и прежде всего земли; для описи всех земель их измеряли, что требовало развития геометрии. Геометрические знания и вычисления применялись в строительстве пирамид и храмов, в сооружении ирригационных систем. Египтяне пользовались десятиричной системой исчисления, знали простые дроби. Египетская математика, как и месопотамская, не знала доказательств и выводов, аксиом и теорем. Каждая решаемая задача была уникальной, и изучение математики сводилось к запоминанию ранее найденных решений задач.
Египетские медики довольно много знали о строении человеческого тела. Несомненно, эти знания в значительной степени были получены при бальзамировании умерших. Египтяне догадывались о роли и значении головного мозга. В древнеегипетских текстах перечисляются многие известные сегодня заболевания. Были выработаны и методы лечения. Правда, врачи большей частью были жрецами, и лечение включало в себя очень большую долю молитв и магических процедур.
Всё это, и прежде всего учёт, требовало письменности. Египтяне почти одновременно с шумерами развили систему письма. Её основой были и остались иероглифы — знаки-картинки. Древнеегипетские иероглифы сумел расшифровать французский учёный Ж.Ф. Шампольон.
На папирусных свитках, на стенах усыпальниц и храмов сохранилось множество текстов. Среди них множество хозяйственных документов, а также записей о важных событиях. Наибольший объём имеют тексты, связанные с религией. Так, на стенах гробниц записывались сведения о земной жизни похороненного. В усыпальницах записывались также своеобразные подсказки — фразы, которые надлежало произносить во время суда над душой в загробном царстве. Эти тексты в совокупности составили так называемые «Тексты пирамид» и более позднюю «Книгу мёртвых». Записаны также многочисленные мифы, жизнеописания, сказки, исторические произведения, поучения. О трактатах научного характера уже упоминалось. Сохранились и тексты философской направленности, например, «Разговор разочарованного со своей душой». Тексты Древнего Египта содержит яркие и точные образы, имеет несомненные литературные достоинства.
Культура Древнего Египта, как и Древней Месопотамии, изучалась греческими мудрецами и римскими мыслителями, она является одной из предпосылок становления культуры античного мира.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126