logo search
Культурология

6.1. Реформация

В позднем Средневековье католическая церковь играла важнейшую роль в жизни общества. Она получала свой особый налог — церковную десятину, 10% от всех доходов каждого европейца. Церковь стала крупнейшим земельным собственником, накопила громадные богатства. Дух стяжательства глубоко проник в сознание служителей церкви. Особенно ярко это выразилось в торговле индульгенциями, то есть документами, за деньги отпускавшими грехи. За большую сумму можно было купить прощение (на грядущем Страшном суде, конечно) самого тяжкого преступления. Несоответствие такого положения христианским заветам было очевидно, и авторитет церкви в народе оказался сильно подорван. Назрел настоящий кризис религиозной культуры. В умах людей копилось недовольство церковью, желание что-то изменить. В конце концов это и привело к преобразованиям церкви, к реформам.

Вообще говоря, в европейской истории реформирование христианских церквей проходило постоянно, повсюду. Оно было особенно сильно в XIV и XV столетиях (Ян Гус и гуситы, лолларды, Дж. Уиклифф). Однако большинство протестантов отсчитывает начало своего движения с 1517 года, когда немецкий монах, профессор католического университета в Виттенберге Мартин Лютер предложил для публичного обсуждения 100 тезисов, бросивших вызов римско-католическому учению. Название «Протестантизм» происходит от манифеста "Protestatio", выпущенного реформаторами в 1529 году.

В течение двух десятилетий реформация распространилась на большую часть северо-западной Европы. В Англии король Генрих VIII аннулировал папскую власть над церковью, сам себя провозгласил главой церкви, и англиканская церковь стала по существу протестантской. В Швейцарии, Франции, части Германии, Шотландии и Нидерландах возникло отличное от лютеранского направление церковной реформы, основателями которого стали изгнанный из Франции Дж. Кальвин и швейцарский проповедник Ульрих Цвингли. Появилось и левое, более радикальное крыло движения. Анабаптисты, меннониты и другие заново крестили христиан и вовлекали их в движение, которое решительно отбрасывало всю католическую обрядность, чего не делали даже лютеране, кальвинисты и англиканцы.

Реформация распространилась на Скандинавию и центральную Европу, но редко проникала в Россию и юго-восточную Европу, где преобладала православная церковь, а также в южную Европу, которая осталась верна Римско-католической церкви. После ряда религиозных войн с середины XVI до середины XVII столетия большинство протестантов (кроме радикалов) и католиков приняли принцип отделения церкви от государства. Поэтому они пришли к согласию, что религию определенного региона или государства должны определять их правители.

С конца XVIII столетия и по настоящее время протестантские миссионеры распространяют свое учение в большей части мира. Довольно многочисленные общины баптистов образовались в России. Протестантские миссии основаны на берегах Азии и Африки, а недавно и в католической Латинской Америке. Вся Северная Америка (кроме Квебека) была в значительной степени протестантской с 1607 года, когда англиканцы прибыли в Вирджинию, и до конца XIX столетия, после крупномасштабной иммиграции из южной Европы и Ирландии. Активизировались протестантские миссионеры и в послеперестроечной России.

В конце же средних веков реформация стала важнейшим фактором развития западной культуры, фактором изменения менталитета западноевропейцев. Ценности буржуазного строя, индивидуализм, свобода личности, обоснованные протестантской трудовой этикой (см. ниже), нормы гражданского общества, близкие и даже идентичные протестантским ценностям и стандартам, вошли в общественное сознание и стали необходимым условием буржуазных революций. Можно утверждать, что без реформации не было бы и буржуазных революций в Европе.