logo search
Gossy-3td

1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».

Петер Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом подвизался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля модерн.

Стоял у истоков Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали.

Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху — в эпоху функционализма и геометризации форм. Беренс курировал все заводские постройки компании «AEG», включая знаменитый Турбинный завод, выстроенный по его проекту и считающийся убедительным примером нового фабричного здания, в котором обширные стеклянные плоскости сочетаются с монументальными элементами из бетона и железа.

В 1907 г. Беренс принял предложение стать советником концерна «AEG» и впервые в истории провёл его полный «ребрендинг», спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и прочее.

Он создал целостный стиль компании — от зданий до канцелярских принадлежностей, шрифта и логотипа, проектировал плакаты и каталоги продукции, интерьеры и электробытовые приборы.

Разработанная для «AEG» программа явилась по сути одной из первых программ фирменного стиля, получивших впоследствии широкое распространение, и являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности.

У него учился размаху, ответственности и чувству современности будущий создатель «Баухауза» Вальтер Гропиус.

В 1911—12 Беренс спроектировал один из ключевых памятников европейского неоклассицизма — здание посольства Германии на Исаакиевской площади в Петербурге.

Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации.

Беренс стал одним из основателей Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали.

В 1907 году он открыл архитектурную мастерскую в Берлине, в которой начинали свою деятельность такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ.

Адольф Лоос (1870—1933) — выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры, критик стиля модерн в европейской архитектуре XX века. работа «орнамент и преступление» — критика модерна, его орнаментальности, и в частности юнгендстиля. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля.

Адольф Лоос — предтеча европейского функционализма.

Особое значение для развития теории дизайна представляет творчество венского архитектора Адольфа Лооса и в особенности его полемические статьи.

В них Лоос выступает с яростной критикой украшательства, предвосхищая появившиеся десятью годами позже творения конструктивистов и функционалистов.

Сын ремесленника, резчика по камню, Адольф Лоос родился в чешском городе Брно. После окончания Дрезденского политехнического института он на три года уезжает в США, где знакомится с лучшими постройками Чикагской школы. Возвратившись в Европу, Лоос с 1896 года поселился в Вене, где начал заниматься архитектурной практикой.

Его первые интерьерные работы уже показывают стремление к строгой простоте, сочетающееся с высокой культурой детали и подлинным пониманием свойств материала.

С 1897 г. он выступает как теоретик и полемист, начав непримиримую борьбу с Венским Сецессионом.

Принципиальное значение имела его статья "Орнамент и преступление" (1908), воспри- нимаемая современниками как манифест пуризма. Отвергая украшательство как средство достижения эстетических целей, Лоос писал: «Орнамент, утеряв всякую органическую связь

с нашей культурой, перестал быть средством ее выражения... Современный орнамент — без роду и племени, не имеет ни прошлого ни будущего; он ведет лишь к растрате рабочей силы и злоупотреблению материалом».

Здесь же Лоос высказывает очень важную для понимания сущности дизайна мысль о взаимосвязи долговечности выпускаемого индустриально изделия и его внешнего вида: «Форма предмета может быть признана удовлетворительной, если мы считаем ее приемлемой в течение всего времени, что мы им пользуемся». Этим, по его мнению, объясняется, что костюм скорее выходит из моды, т.е. меняется его форма, чем меховая шуба, а бальное платье, рассчитанное на один раз, меняет свои формы скорее, чем письменный стол. «Нет ничего более отвратительного, чем вещь, рассчитанная на кратковременное использование, но производящая впечатление долговечной; попытайтесь себе представить не знающую износа дамскую шляпку или всемирную выставку с павильоном из белого мрамора». Радикалистское убеждение Лооса о культе машины, об отказе от каких-либо нефункцио-нальных украшений нашло благодатную почву в Германии и привело к созданию немецкого Производственного союза Веркбунд.