1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
Петер Беренс известен, в первую очередь, как архитектор. Вместе с тем он с успехом подвизался на поприще художника, графика, иллюстратора книг и разработчика шрифтов, что сделало его одним из самых известных представителей стиля модерн.
Стоял у истоков Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали.
Творчество Беренса одновременно лежит в русле стиля модерн и выходит за его пределы в следующую эпоху — в эпоху функционализма и геометризации форм. Беренс курировал все заводские постройки компании «AEG», включая знаменитый Турбинный завод, выстроенный по его проекту и считающийся убедительным примером нового фабричного здания, в котором обширные стеклянные плоскости сочетаются с монументальными элементами из бетона и железа.
В 1907 г. Беренс принял предложение стать советником концерна «AEG» и впервые в истории провёл его полный «ребрендинг», спроектировав в едином стиле не только заводские и офисные здания, но и точки розничной продажи, офисную мебель, рекламные щиты, продукцию (фены, вентиляторы), упаковку и прочее.
Он создал целостный стиль компании — от зданий до канцелярских принадлежностей, шрифта и логотипа, проектировал плакаты и каталоги продукции, интерьеры и электробытовые приборы.
Разработанная для «AEG» программа явилась по сути одной из первых программ фирменного стиля, получивших впоследствии широкое распространение, и являются сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности.
У него учился размаху, ответственности и чувству современности будущий создатель «Баухауза» Вальтер Гропиус.
В 1911—12 Беренс спроектировал один из ключевых памятников европейского неоклассицизма — здание посольства Германии на Исаакиевской площади в Петербурге.
Внешняя форма его вещей строилась в основном на повторах нескольких геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Никаких традиционных форм, никакой орнаментации.
Беренс стал одним из основателей Немецкого Веркбунда, отстаивая принципы функционализма, а также использование современных материалов — стекла и стали.
В 1907 году он открыл архитектурную мастерскую в Берлине, в которой начинали свою деятельность такие архитекторы-модернисты, как Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ.
Адольф Лоос (1870—1933) — выдающийся австрийский и чехословацкий архитектор и теоретик архитектуры, критик стиля модерн в европейской архитектуре XX века. работа «орнамент и преступление» — критика модерна, его орнаментальности, и в частности юнгендстиля. Сыграл значительную роль в становлении интернационального стиля.
Адольф Лоос — предтеча европейского функционализма.
Особое значение для развития теории дизайна представляет творчество венского архитектора Адольфа Лооса и в особенности его полемические статьи.
В них Лоос выступает с яростной критикой украшательства, предвосхищая появившиеся десятью годами позже творения конструктивистов и функционалистов.
Сын ремесленника, резчика по камню, Адольф Лоос родился в чешском городе Брно. После окончания Дрезденского политехнического института он на три года уезжает в США, где знакомится с лучшими постройками Чикагской школы. Возвратившись в Европу, Лоос с 1896 года поселился в Вене, где начал заниматься архитектурной практикой.
Его первые интерьерные работы уже показывают стремление к строгой простоте, сочетающееся с высокой культурой детали и подлинным пониманием свойств материала.
С 1897 г. он выступает как теоретик и полемист, начав непримиримую борьбу с Венским Сецессионом.
Принципиальное значение имела его статья "Орнамент и преступление" (1908), воспри- нимаемая современниками как манифест пуризма. Отвергая украшательство как средство достижения эстетических целей, Лоос писал: «Орнамент, утеряв всякую органическую связь
с нашей культурой, перестал быть средством ее выражения... Современный орнамент — без роду и племени, не имеет ни прошлого ни будущего; он ведет лишь к растрате рабочей силы и злоупотреблению материалом».
Здесь же Лоос высказывает очень важную для понимания сущности дизайна мысль о взаимосвязи долговечности выпускаемого индустриально изделия и его внешнего вида: «Форма предмета может быть признана удовлетворительной, если мы считаем ее приемлемой в течение всего времени, что мы им пользуемся». Этим, по его мнению, объясняется, что костюм скорее выходит из моды, т.е. меняется его форма, чем меховая шуба, а бальное платье, рассчитанное на один раз, меняет свои формы скорее, чем письменный стол. «Нет ничего более отвратительного, чем вещь, рассчитанная на кратковременное использование, но производящая впечатление долговечной; попытайтесь себе представить не знающую износа дамскую шляпку или всемирную выставку с павильоном из белого мрамора». Радикалистское убеждение Лооса о культе машины, об отказе от каких-либо нефункцио-нальных украшений нашло благодатную почву в Германии и привело к созданию немецкого Производственного союза Веркбунд.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: