logo search
Культурология

3.4. Модель культуры

Одним из вариантов выделения форм культуры является простая модель, вытекающая из определения культуры Э. А. Орловой (см. схему). Согласно этому определению, культура есть процесс реализации потенций человека; потенции же реализуются в деятельности. Вся деятельность современного человека подразделяется на виды, не требующие специальной подготовки (обыденная деятельность, соответственно обыденная сфера культуры) и такие, которыми можно заниматься, только став профессионалом (специализированные виды деятельности, специализированные сферы культуры). Столкнувшись с проблемой в ходе обыденной деятельности, человек обращается к специалистам, профессионалам, то есть к услугам специализированных сфер. Таким образом, можно выделить два уровня культуры — неспециализированный и специализированный. В свою очередь, специализированный уровень культуры понятным образом разделяется на так называемые специализированные сферы культуры на основании общепринятых представлений об общественном разделении труда.

Это и зафиксировано в схеме модели культуры. Стрелки символизируют постоянный обмен культурной информацией между всеми сферами и уровнями культуры, то есть структуру культуры. Благодаря этому обмену осуществляется взаимодействие между всеми составляющими культуры, их взаимовлияние, в результате которого все компоненты культуры могут изменяться, а сама культура сохраняет целолстность.

Привычное разделение культуры на материальную и духовную в данной модели не применяется, поскольку в принципе мало что дает для познания культуры. Любой культурный объект, любое явление культуры всегда включает в себя и материальные, и духовные компоненты, разделить которые зачастую очень трудно. К тому же такое разделение не имеет значения для изучения культуры в её динамике.

Модель не претендует на универсальность и единственность. Её несомненными достоинствами являются логичность внесения организованности в бесконечно сложный феномен культуры, высокая эвристичность и легко понятное выведение из принятого определения, что крайне важно в процессе образования.

Схема модели культуры