logo search
Gossy-3td

Значение школы:

и исследование.

и психологии.

Оба института вели дизайнерские

и научно-исследовательские работы по заказам фирм. Школа оказывала влияние на производство вещей так как имела постоянную связь с промышленностью.

Хорошая форма» и неофункционализм

Опыт Ульмской школы показал, что в немецком дизайне 1960-х основным стилевым принципом стал функционализм. Доценты Ульмской школы работали для фирм «Браун», «Витсуе»

и «Розенталь», продукция которых была воплощением «хорошей формы»

и «германского дизайна».

Дизайнеры из-за увлечения функциональными и технологическими аспектами стали восприниматься как инженеры, а не художники. Прямоугольные формы и ульмское мышление обеспечили рациональность и минимум затрат, однако скучные, неоригинальные формы (в т.ч. панельные дома) превратились в социально проблемные точки.

Стиль « Браун»

Производители высококачественной радиоаппаратуры и предметов потребления фирмы «Браун», сотрудничая со знаменитыми дизайнерами–функционалистами: Дитером Рамсом и Вагенфельдом, реализовывали ульмское понимание индустриального функционализма. Фирма «Браун», основанная

в 1921 Франкфурте-на-Майнево время войны выполняла военные заказы.

В 1954 ведущий дизайнер фирмы Фритц Айхлер, проанализировав ситуацию и образ своего потребителя, разрабатывает программу по созданию стиля, согласно которой приборы должны быть не для украшения витрин, а для квартир симпатичных интеллигентных потребителей, живущих эстетично и удобно,

а не среди роскошных декораций.

Приборы должны быть бесшумными, тихими помощниками и слугами. Стиль Брауна — это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материала. Это мягкая ахроматическая гамма: белый, черный и оттенки серого. Это и экономичный стиль. Первоначальный успех стиля был обеспечен тем, что людям надоел стримлайн и яркий резопал. Но на рубеже 80—90-х дешевая японская продукция вытеснила с рынка радиоаппаратуру фирмы Браун.

17. Поп-культура и поп-дизайн 1960-х

В 1960-е на смену эйфории массового производства и рационализма

в формообразовании пришла его критика.

Если функционализм в архитектуре и дизайне европейских стран в период стесненных условий послевоенного восстановления был оправдан, то в 60-е он стал возникать разговоры об эмоциональном дефиците рационализма, направленном на исключительно рациональное массовое производство. Ставился вопрос о роли дизайна в капиталистическом обществе.

Многие дизайнеры не хотели быть «продолжением рук индустрии», старались работать независимо, много экспериментировали.

Это были годы радикальных изменений во всех областях жизни и смены ценностных ориентиров. Теория функционализма теперь была непопулярна.

В конце 1950-х в обстановке процветающего американского общества потребления возникло новое течение в искусстве «поп-арт».

Слово «поп» по одной из версий означает начало словосочетания «популярное искусство», по другой — в переводе

с английского «поп» означает сухой звук взрыва, хлопок, вылетающей из бутылки пробки. Один из представителей поп-арта Ричард Хамилтон утверждал, что это искусство для молодежи, оно эфемерно, быстротечно, для него характерны виртуозное мастерство

и превращения. Представители этого направления черпали вдохновение в т.н. «низменном искусстве»: в комиксах, консервных банках, фотографии, банковских билетах и рекламе.

Взятые отдельно или вмонтированные в коллажи эти предметы словно насмехались над над зрителем, сбивали с толку, удивляли, развлекали.

Наиболее яркие представители: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Рашенберг, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.

Поп-дизайн — культура молодых

Несмотря на то, что поп-культура искала вдохновение в «низменном искусстве», это не означало, что стиль поп был стилем товаров повседневного спроса.

В отличие от приверженцев «хорошего дизайна» представители поп-дизайна искали менее серьезный смысл в своих произведениях.

Стиль «поп» был стилем молодых. К 60-м годам идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступив место лозунгу «сегодня использовал — завтра выбросил».

Это был прорыв в философии дизайна

и промышленного производства. Любимым материалом среди дизайнеров, работавших в стиле «поп», был пластик. Как раз в эти годы было освоено производство различных видов пластиков. Они были дешевы, ярки по цвету, позволяли создавать самые смелые формы и окончательно вытеснили остатки после-военного аскетизма, внушали оптимизм, который подкреплялся и беспрецедентным экономическим благосостояни м населения.

Этот дизайн ориентировался в основном на молодежный рынок, товары были дешевые, недолговечные, а значит, посредственного качества. Эстетика недолговечности была полной противоположностью вневременной классики современности.

«Поп» означал быть современным, модным. Поп-дизайн был выражением американской мечты абсолютно потребительского мировоззрения. Аппетит поп-дизайна был «всеядным». Даже объекты «хорошего» дизайна перепевались в его композициях.

Например, Р. Хамилтон включал электроприборы фирмы Браун в свои картины, возвышая их до поп-символов. Еще одна идея поп-дизайнеров — вовлечение публики в свои опыты.

Наиболее известные изделия и произведения:

Лихтенштейн «Девушка за пианино», «Девушка с лентой в волосах»;

Хамилтон текстильный дизайн;

Уорхол «Банка томатного супа», одежда из бумаги «Томатный суп», «Мерлин Монро»;

Мурдок детский стул из ламинированного картона.

Оп-арт как часть поп-культуры

Направление оп-арт получило свое название из-за увлечения его представителей оптическими эффектами. При этом учитывались физико-психологические особенности зрительного восприятия изображения человеком.

Цель художников: создание оптических иллюзий. Оп-арт отличалось от поп-арт также тем, что это искусство было строго беспредметным. Оно развивалось на основе геометрической абстракции, беря истоки, в том числе и из абстракций Пита Мондриана.

Однако мир оптической иллюзии предлагался не только живописными и изобразительными средствами, но и в виде конструкций, воздействие которых зависит от света

и движения и не может быть достаточно убедительным в виде изображения на бумаге или холсте. При этом художники стремились сократить дистанцию между своим произведением и зрителем, подчас вовлекая его как активного участника в свое произведение.

Трехмерные конструкции, иллюзия третьего измерения, достигались оптическими световыми эффектами. Оп-арт опирался на науку и технику. Казалось, его возможности безграничны. Однако в 1970-х оп-арт затормозился в своем развитии.

Главный теоретик оп-арт — Виктор Вазарели. Большая часть его работ выполнена в черно-белой гамме.