Значение школы:
Новые методы преподавания, сбор материалов
и исследование.
Изучение эргономики, социологии, экономики
и психологии.
Состав преподавателей — 15 человек + до 50 ученых из разных стран приглашались читать лекции и вести занятия.
Школа имела 2 проектно-художественных института: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства.
Оба института вели дизайнерские
и научно-исследовательские работы по заказам фирм. Школа оказывала влияние на производство вещей так как имела постоянную связь с промышленностью.
Хорошая форма» и неофункционализм
Опыт Ульмской школы показал, что в немецком дизайне 1960-х основным стилевым принципом стал функционализм. Доценты Ульмской школы работали для фирм «Браун», «Витсуе»
и «Розенталь», продукция которых была воплощением «хорошей формы»
и «германского дизайна».
Дизайнеры из-за увлечения функциональными и технологическими аспектами стали восприниматься как инженеры, а не художники. Прямоугольные формы и ульмское мышление обеспечили рациональность и минимум затрат, однако скучные, неоригинальные формы (в т.ч. панельные дома) превратились в социально проблемные точки.
Стиль « Браун»
Производители высококачественной радиоаппаратуры и предметов потребления фирмы «Браун», сотрудничая со знаменитыми дизайнерами–функционалистами: Дитером Рамсом и Вагенфельдом, реализовывали ульмское понимание индустриального функционализма. Фирма «Браун», основанная
в 1921 Франкфурте-на-Майнево время войны выполняла военные заказы.
В 1954 ведущий дизайнер фирмы Фритц Айхлер, проанализировав ситуацию и образ своего потребителя, разрабатывает программу по созданию стиля, согласно которой приборы должны быть не для украшения витрин, а для квартир симпатичных интеллигентных потребителей, живущих эстетично и удобно,
а не среди роскошных декораций.
Приборы должны быть бесшумными, тихими помощниками и слугами. Стиль Брауна — это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материала. Это мягкая ахроматическая гамма: белый, черный и оттенки серого. Это и экономичный стиль. Первоначальный успех стиля был обеспечен тем, что людям надоел стримлайн и яркий резопал. Но на рубеже 80—90-х дешевая японская продукция вытеснила с рынка радиоаппаратуру фирмы Браун.
17. Поп-культура и поп-дизайн 1960-х
В 1960-е на смену эйфории массового производства и рационализма
в формообразовании пришла его критика.
Если функционализм в архитектуре и дизайне европейских стран в период стесненных условий послевоенного восстановления был оправдан, то в 60-е он стал возникать разговоры об эмоциональном дефиците рационализма, направленном на исключительно рациональное массовое производство. Ставился вопрос о роли дизайна в капиталистическом обществе.
Многие дизайнеры не хотели быть «продолжением рук индустрии», старались работать независимо, много экспериментировали.
Это были годы радикальных изменений во всех областях жизни и смены ценностных ориентиров. Теория функционализма теперь была непопулярна.
В конце 1950-х в обстановке процветающего американского общества потребления возникло новое течение в искусстве «поп-арт».
Слово «поп» по одной из версий означает начало словосочетания «популярное искусство», по другой — в переводе
с английского «поп» означает сухой звук взрыва, хлопок, вылетающей из бутылки пробки. Один из представителей поп-арта Ричард Хамилтон утверждал, что это искусство для молодежи, оно эфемерно, быстротечно, для него характерны виртуозное мастерство
и превращения. Представители этого направления черпали вдохновение в т.н. «низменном искусстве»: в комиксах, консервных банках, фотографии, банковских билетах и рекламе.
Взятые отдельно или вмонтированные в коллажи эти предметы словно насмехались над над зрителем, сбивали с толку, удивляли, развлекали.
Наиболее яркие представители: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Рашенберг, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист.
Поп-дизайн — культура молодых
Несмотря на то, что поп-культура искала вдохновение в «низменном искусстве», это не означало, что стиль поп был стилем товаров повседневного спроса.
В отличие от приверженцев «хорошего дизайна» представители поп-дизайна искали менее серьезный смысл в своих произведениях.
Стиль «поп» был стилем молодых. К 60-м годам идея производства добротных и долговечных товаров уходит на второй план, уступив место лозунгу «сегодня использовал — завтра выбросил».
Это был прорыв в философии дизайна
и промышленного производства. Любимым материалом среди дизайнеров, работавших в стиле «поп», был пластик. Как раз в эти годы было освоено производство различных видов пластиков. Они были дешевы, ярки по цвету, позволяли создавать самые смелые формы и окончательно вытеснили остатки после-военного аскетизма, внушали оптимизм, который подкреплялся и беспрецедентным экономическим благосостояни м населения.
Этот дизайн ориентировался в основном на молодежный рынок, товары были дешевые, недолговечные, а значит, посредственного качества. Эстетика недолговечности была полной противоположностью вневременной классики современности.
«Поп» означал быть современным, модным. Поп-дизайн был выражением американской мечты абсолютно потребительского мировоззрения. Аппетит поп-дизайна был «всеядным». Даже объекты «хорошего» дизайна перепевались в его композициях.
Например, Р. Хамилтон включал электроприборы фирмы Браун в свои картины, возвышая их до поп-символов. Еще одна идея поп-дизайнеров — вовлечение публики в свои опыты.
Наиболее известные изделия и произведения:
Лихтенштейн «Девушка за пианино», «Девушка с лентой в волосах»;
Хамилтон текстильный дизайн;
Уорхол «Банка томатного супа», одежда из бумаги «Томатный суп», «Мерлин Монро»;
Мурдок детский стул из ламинированного картона.
Оп-арт как часть поп-культуры
Направление оп-арт получило свое название из-за увлечения его представителей оптическими эффектами. При этом учитывались физико-психологические особенности зрительного восприятия изображения человеком.
Цель художников: создание оптических иллюзий. Оп-арт отличалось от поп-арт также тем, что это искусство было строго беспредметным. Оно развивалось на основе геометрической абстракции, беря истоки, в том числе и из абстракций Пита Мондриана.
Однако мир оптической иллюзии предлагался не только живописными и изобразительными средствами, но и в виде конструкций, воздействие которых зависит от света
и движения и не может быть достаточно убедительным в виде изображения на бумаге или холсте. При этом художники стремились сократить дистанцию между своим произведением и зрителем, подчас вовлекая его как активного участника в свое произведение.
Трехмерные конструкции, иллюзия третьего измерения, достигались оптическими световыми эффектами. Оп-арт опирался на науку и технику. Казалось, его возможности безграничны. Однако в 1970-х оп-арт затормозился в своем развитии.
Главный теоретик оп-арт — Виктор Вазарели. Большая часть его работ выполнена в черно-белой гамме.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: