logo search
История зарубежного ИЗО

38 Билет. Французское искусство XVIII в. Рококо. Антуан Ватто и “галантный жанр”. Творчество Буше, Греза, Фрагонара. Просвещение. Творчество Шардена.

Изобразительному искусству XVІІІ столетия в лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, но и аналитическая наблюдательность - характерные черты искусства XVІІІ в., как в жанре портрета, так и в бытовой живописи. Эти свойства художественного восприятия жизни являются вкладом XVІІІ столетия в развитие мировой художественной культуры. В начале 18в зарождается стиль рококо.

Рококо искусство тонкое, изящное, тема маскарад представлена как игра.

Мастер этого стиля Антуан Ватто

«Путешествие на остров Киферу» - Кифер это остров Афродиты, богини любви. Между всеми связанны романтические отношения. Все представленное как игра, сами чувства становиться элементом игры. Так же есть легкая самоирония и оттенок грусти, печали (небо завлекли тучи, деревья увядают). В самом пространстве оттенок грусти и тревоги присутствует в этой картине. «Лавка Жарсена»- изображена лавка, где торгуют картинами. Искусство про искусство.

Буше

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическимимифологическимсюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельнуюпарижскуюжизнь, писал жанровые сцены,пасторали,пейзажи,портреты.

«Диана, отдыхающая после купания»- его фигуры похожи на фигурки из фарфора

«Счастливые возможности качели»- Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке. Мы почти слышим соблазнительное шуршание нижних юбок, в то время как ее возлюбленный пристально смотрит на нее снизу, используя выгоды своей позиции. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Фарфоровое совершенство ее фигурки, розовое платье и стремительное движение вверх притягивают к ней внимание зрителя и взоры ее возлюбленного. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. В период рококо работали и другие значительные художники - учитель Фрагонара Франсуа Буше, венецианец Джованни Баттиста Тьеполо. Однако именно в живописи Фрагонара стиль рококо воплотился наиболее полно - с его пудрой, духами и искусной изобретательностью в соединении с великолепной законченностью исполнения

Жан-Батист Грез

Герои его картин не бояться выражать своих чувств.

«Сыновнее благочестие» - разбитый параличом старик полулежит в кресле. Вся семья трогательно ухаживает за ним, все сосредо­точено на нем: зять подносит еду, сын укутывает одеялом боль­ную ногу, дочь прервала чтение и с нежностью смотрит на отца, жена, оторвавшись от работы, с любовной тревогой следит за больным. В неярко освещенной комнате ложатся мягкие тени - особо легки и прозрачны тени на лицах женщин — от кисейного чепчика, от падающей пряди волос. Они придают им и хрупкость, и нежность".

Жанровые композиции Греза - это картины-рассказы, картины-спектакли, в которых всегда есть назидание или поучительный пример. Воспевая достоинства и добродетели третьего сословия (трудолюбие, бережливость, умеренность, материнская забота, супружеская верность, семейное согласие).

Его картинам присущи занимательная повествовательность и анекдотическая развлекательность. Вместе с тем они не лишены тонкой реалистической наблюдательности.  

«избалованное дитя» - Сюжет на картине прост и ясен. Герои картины крайне типичны, их позы нарочито неестественны и наиграны. Центральной фигурой является мальчик, явно нежелающий приниматься за предложенную еду. Для того, чтобы быстрее разделаться с ненавистной пищей, он втихаря кормит ей собаку, используя столовые приборы. При этом еда с ложки падает на пол. Рядом расположилась юная прелестница. Ее лицо смиренно и спокойно. Сложившаяся ситуация не нова для нее. Девушка измучена поведением ребенка, и не в силах даже его отругать. Другое название работы – «Плоды дурного воспитания»

Следует отметить, что картина пропитана обычными для Греза нотками эротики и театрального поведения. Платье девушки имеет весьма глубокое декольте, глаза тронула печаль. Зачастую художник привносил аллегорические образы утраченной невинности, сожаления по этому поводу. Подобные сюжеты были весьма популярны в 18 веке.

Фрагонар

был учеником Шардена, а потом Франсуа Буше.

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажахприрода является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и большим вкусом исполнения. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы», «Молодой гитарист»; «Молодая читательница»

Эпоха Просвещения- XVIII век вошел в историю общественной мысли как эпо­ха Просвещения, как век разума. Разум и Просвещение — основные лозунги эпохи. В то же время это и «галантный век» (Франция). Франция стала гегемоном духовной жизни Евро­пы. Отличительная черта идеологии Просвещения — надеж­на на человеческий разум и гармонию общества через просве­щение людей и развитие их творческого начала.

Шарден-противоречит правилам академизма. Пишет самые низкие предметы, но при этом вносит в них душу. В его творчестве новая искренность. «Медный бак» «Молитва перед обедом»- нет причудливости, тут все скромнее.