40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
Урбанизм ( городской) — направление, в градостроительстве, возникшее в начале XX в, представители которого утверждали идею главенствующей и безусловно позитивной роли городов в современной цивилизации и в связи с этим уделяли основное внимание проектной разработке максимально укрупненных градостроительных структур, рассчитанных на значительную концентрацию населения. Основополагающее значение для становления теории урбанизма имела деятельность Ле Корбюзье -достиг известности своими постройками, а также талантливому перу писателя-публициста. Здания по его проектам находятся в разных странах — в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии и даже в России.Его идеал — простота и точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для экономии и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машиной, современной техникой, К. в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. Сформулированные К. пять принципов легли в основу профессиональных приемов новой архитектуры 20—30-х гг.: 1) домна столбах, 2) сад на плоской крыше, 3) свободный план, 4) горизонтально протяженные окна и 5) свободная композиция фасада. Для К. характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов. Страстный мечтатель и практик, он выдвинул идею застройки города небоскребами, с новой транспортной системой и рациональным зонированием, разнообразно выявленным назначением каждого здания ( «Современный город на 3 миллиона жителей», план реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», 1925). Проект идеального города современности был изложен им в книге «Урбанизм». известные работы К.: общежитие швейцарских студентов в Париже, здание Министерства легкой промышленности в Москве. В послевоенные годы К. продолжал активно участвовать в творческой жизни Франции. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе он стремится решить проблему «идеального дома», являющегося лишь частичным осуществлением проекта «Лучезарного города».
Значительных успехов в 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие ,большое внимание уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Людвиг Мис ван дер Роэ, американский архитектор, один из основоположников «интернационального стиля», для которого характерно использование строгих геометрических форм. Автор павильона Германии на Международной выставке в Барселоне и дома Тугендхата. Обе работы знаменуют высшую точку в развитии его творчества, воплотившего основные идеи новой архитектуры – функционализм и отточеность геометрической формы. /дом в Чикаго//здания на Лейк-Шор-драйв со сплошным остеклением фасадов/ небоскреб в Нью-Йорке/. Главной работа -/Новая национальная галерея в Берлине/ В отличие от урбанизма Корбюзье Райт, крупнейший американский архитектор, порицает уплотненность городской застройки и создание небоскребов. Он разрабатывает новую форму человеческого поселения. Райт стремится к установлению тесной связи архитектуры с природой, к максимальному использованию особенностей природного окружения. Он строит коттеджи, особняки, виллы, включающие множество террас, галерей, окруженных садами. К лучшим его произведениям относится «Дом над водопадом». Баухауз.Видную роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра был создан в 1919, так называемого функционального направления в Германии — Баухауз, во главе с архитектором и теоретиком Вальтер Гропиусом: В проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигаются инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Характерный пример здание Баухауза, выстроенное по проекту Гропиуса в Дессау.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.