16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
Ульмская школа была новой передовой школой для дизайнеров, которая заменила Баухауз после второй мировой войны.
Основана в 1951 году.
Её первым директором стал Макс Билл, получивший дизайнерское образование в Баухаузе.
Он придерживался концепции чистого, функционального дизайна на протяжении тех пяти лет, пока был директором в Ульме.
В течение второй половины 50-х годов эта концепция получила теоретическое обоснование.
Более четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования.
С одной стороны она явилась продолжателем идей Баухауза, с другой — образцом по которому строились другие центры дизайнерского образования в мире.
В пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы, развивая и собственные образовательные программы в Ульмской школе и в Академии изобразительного искусства в Гамбурге, Макс Билл все равно остается апологетом идей, впервые прозвучавших в Баухаусе в двадцатых.
Покинув Баухаус в 1929, Макс Билл очень быстро становится одним из самых востребованных и успешных дизайнеров.
Он начинает работать едва ли не во всех сферах дизайна и изобразительного искусства. Он и график, и живописец, и скульптор, и промышленный дизайнер, и архитектор, и шрифтовик.
Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комби- нированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом, простотой форм.
В 1962 был разработан фирменный стиль авиакомпании «Люфтганза», сохранявшийся вплоть до конца 1980-х.
Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней
с заказами. Расширилась и сфера приложе- ния дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок городского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника.
Изделия рассматривались более как инструменты, услуги, полезные агрегаты, нежели как форма для самовыражения.
Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, но та функция, ради которой вещь замышлялась.
С конца 1960-х собственно дизайнерские проблемы начинали отходить на второй план. Усиливается давление со стороны враждебных школе политических сил. Она казалась слишком радикальной в социальном смысле.
- 1. Возникновение дизайна
- Первые теории дизайна
- 2. Модерн
- Представители:
- Представители:
- Основные черты:
- Философия стиля — «форма определяется функцией».
- 1905—1906 Гг. Был художественным директором «aeg».
- 4. Авангард
- 5. Американский функционализм
- Лозунг функционализма:
- 6. Становление дизайна в предреволюционный период. Абрамцево, Талашкино. «Мир искусства»
- Ярмарки и их экспонаты способствовали развитию дизайна в России.
- 7. Баухауз
- 25 Апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства.
- Директора Баухаузa:
- 8. Вхутемас-вхутеин
- 9. Мировой экономический кризис 1929. Стиль Арт-Деко
- Поль Пуаре
- Мадлен Вионе
- 10. Советский дизайн 1930-х
- 11. Стилевые направления перед 2-й мировой войной. Функционализм и арт-деко.
- «Франкфуртская кухня».
- Образцовый поселок «Вайсенхофф»
- Вальтер Гроппиус.
- Народный автомобиль.
- 320 Тысяч вкладчиков остались без машины.
- 1930-Х. Вызывали восхищение всех известных дизайнеров, особенно Майера
- 12. Дизайн в сша 50—60-х
- Рассел Райт
- Итальянский дизайн имел 3 основных особенности:
- 15. Cоветский дизайн в послевоенный период
- 16. Неофункционализм. Ульмская школа. Стиль Браун
- 5 Декабря 1968 Ульмская школа закрылась.
- Значение школы:
- Его произведения:
- 18. Kонцептуальные поиски советских дизайнеров 1960—80-X
- Наиболее крупные представители советского дизайна:
- 19. Региональные школы дизайна. Япония. Италия. Скандинавия
- И высокие технологиии.
- Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.
- 20. Модернизм в кризисе. Радикальный дизайн и анти-дизайн. Стиль Мемфис.
- Исследователи ведут родословную хай-тек от Хрустального дворца Пакстона, Эйфелевой башни и гиберболоидов Шухова.
- Наиболее крупные представители хай-тек: