1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
На протяжении многих веков предметно-пространственная среда чел-ка была рукотворной, все предметы, окружающие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников.
Предметно-простанственная среда перестала быть рукотворной, теперь и далее ее создают машины. Машинный труд по производительности во много раз превосходит ремесленника, но , вместе с тем, обнаружились новая проблема – то, каким предмет становится в мастерской ремесленника невозможно сделать в каждый из 1000 предметов, сделанных машиной.
Предметный подъем сделал переворот в предметно-пространственном окруженении. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что порадило проблему их адаптации ко вкусам потребителей. Возник интерес к психологии покупателя, прогнозированию его вкуса. Осознания этой и других проблем привело к возникновению новой профессии дизайнера.
Дизайн – проектная, художественно-техническая деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию горманичной предметной жилой среды, производственной и социально-культурной сфер
Дизайн – один из самых молодых видов проектно-художественной деятельности. Его история берет свое начало на рубеже 19 и 20 вв. , когда после шествия по многим европейским странам промышленной революции были созданы все необходимые условия для зарождения и развития новой сферы художественного формирования массовых индустриальных изделий. 20 век- век дизайна
Слово дизайн произошло от итальянского слова designo – этим словом в эпоху ренессанса обозначали проекты, рисунки. В 16 веке в Англии появляется слово design – замысел, чертеж, узор, а также проектировать, конструировать.
Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые создают новые возможности, открывшиеся перед ними с развитием массового машинного производства.
Дизайн – не только деятельность художников в промышленности, но и продукт этой деятельности. Искусство формирует идеи, но иногда и подает и пути их достижения. Оно более адекватно изображает мир. Задачи искусства не отражать и не повторять мир.
. Дизайн основан на открытиях и изобретениях в разных областях знаний, в этом и заключается его универсальность.
Способы освоения действительности человека: пассивные способы (философия, религия), активные (изучение мира на основе добытых знаний, наука), смешанный.
Виды дизайна: 1. Индустриальный дизайн. «промышленное искусство» . 1 место занимает орудия труда и механизмы, транспорт, оружие. Предметы быта- товары массового потребления. В этом виде дизайна постоянный рост требований к уровню комфорта, поэтому здесь постоянная работа дизайнера над формой, и постоянная адаптация к меняющимся условиям. Включает широкий комплекс дизайнерских задач. Архитектурный дизайн. Дизайн интерьера и экстерьера. При организации интерьера квартиры основной упор делается на обстановку мебели и элементов оборудования, цветофактурное решение потолка, пола, стен. Организация пространства. Ландшафтный дизайн. 3. Дизайн одежды и аксессуары. – понятие 60-70 гг 20 века. Мода разделилась на худ. моделирование, которое выполняли уникальные индивидуальные работы. Дизайнеры – модельеры, кот выполняли серийные виды швейной продукции.1ый Кутюрье Фридрих Ворд. 4. Графический дизайн. Это одна из наиболее распространенных областей дизайна и одна из самых старейших. Относятся книги, буклеты и тд. 5. Компьютерный дизайн. Различные компьютерные программы. Трехмерная графика. Мультипликация. 6. Арт-дизайн. Не только превратился в самостоятельную проектную культуру, но и стал влиять на дпи, скульптуру, архитектуру, - результат авангардные течения в искусстве. Произведения арт – дизайна часто носят единичный характер.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.