3.3.2. Массовая культура
Массовая культура — в самом широком смысле субкультура самих широких слоёв населения, близкая так называемой «народной культуре», то есть культуре сельского населения, из которой она произошла. В достаточно далёком историческом прошлом, когда сельское население было повсюду абсолютно преобладающим, именно в массе крестьян складывались мифы, возникали мелодии и тексты песен, танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы и т.п., причём авторство не фиксировалось, а сами произведения передавались из поколения в поколение, составляя фонд народной культуры. Именно этим объясняется известное высказывание о том, что «музыку создаёт народ, а композитор её только аранжирует». Это фигуральное высказывание в бывшем СССР цитировалось как догма. После разделения западной культуры на сельскую и городскую, когда стало фиксироваться авторство, когда художественное и вообще культурное творчество профессионализировалось, положение изменилось. Практически все культурные ценности стали создаваться профессионалами, причём начиная с Возрождения и в Новое время эти профессиональные творцы тоже стали элитой. С этого времени массовая культура стала культурой той части общества, которая сама непосредственно культуру не создаёт, а только потребляет.
Но в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание. Это связано с формированием индустриального массового производства и широким распространением технических средств массовой коммуникации.
Телефон, радио, кино, фотография, телевидение, в последние полвека компьютерная техника и Интернет стали основой совершенно нового образа жизни как раз самых широких масс населения. Массовое производство сделало доступными для всех работающих материальные блага, которыми ещё в ХIХ веке пользовались только очень богатые люди: жильё, одежда, питание, возможности дальних поездок, транспортным средствам... Средства массовой коммуникации так же резко повысили доступность искусства, науки, образования. К тому же на Западе повысился уровень здоровья, заметно выросла продолжительность жизни. Резко сократилась численность сельского населения (до примерно 5 % в США), а всем сельским жителям стали также доступны все блага городской жизни. Правда, изготовленные в массовом количестве блага (дома, мебель, одежда, домашние вещи, автомобили и т.п.) должны быть с необходимостью стандартными, одинаковыми или почти одинаковыми для всех.
Культурные (и социальные) следствия оказались неожиданным.
Поначалу отмеченное повышение материального уровня жизни, резкое усиление возможностей освоения всех ценностей культуры всеми слоями и группами населения было воспринято социологами и политиками в западных странах как возможность демократизации культуры и всей культурной жизни. Однако оказалось, что массовое потребление стандартных благ привело к стандартизации потребностей, мод и вкусов. Произошло так называемое омассовление образа жизни и потребления. Появились массовые моды на одежду, на продукты питания, массовые политические партии, массовые вкусы во всём, начиная с развлечений и художественных впечатлений, — так называемая массовая культура, массовое искусство. Выяснилось, что те самые широкие массы вовсе не желают (часто и не могут) поголовно приобщаться к ценностям высокой культуры: получать учёные степени, читать Достоевского, Джойса и Кафку, слушать Палестрину, Баха и Шостаковича и коллекционировать произведения высокого искусства.
Массовое искусство воплотилось в кинофильмах, телевидении, массово-периодической беллетристике (глянцевые журналы, «женские» романы и детективы, телесериалы типа бразильских и аргентинских, записанная развлекательная музыка, общедоступные боевики, мелодрамы и триллеры в кино, мюзикл в театре, комиксы и т.п.). Высокая, или серьёзная, культура, которая стала доступной благодаря новой технике массового воспроизводства, в массовой культуре оказалась сниженной до череды популярных хитов, которые скрыли реальную сложность искусства. Большая часть новой музыки и пьес, которые были созданы для кинофильмов и радио, а позже для телевидения, по сравнению с классическими образцами были мелкими. Культура, став демократической, стала слишком легкой.
Общедоступность культурных ценностей и массовое потребление облегченной, сниженной культуры привели к изменению самосознания масс, которое ярче всех описал в философском эссе «Восстание масс» (1939) уже упоминавшийся Х. Ортега-и-Гассет. Он писал, что масса — это множество средних в буквальном смысле, заурядных людей, посредственностей. Среди их главных отличительных черт — «стремление... сделать игру и спорт своим главным занятием; всеми средствами, от гигиены до гардероба, культивировать собственное тело; не допускать романтизма в отношениях с женщинами; делить досуг с интеллигентами, в душе презирая их и с радостью отдавая на растерзание лакеям и жандармам; предпочитать абсолютную власть демократическим прениям и т.д. и т.п.» (Восстание масс. // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, с. 336). Благодаря демократическому строю общества и высокому уровню материального потребления люди массы ощущают себя совершенными. «...В ХIХ веке цивилизация позволила среднему человеку утвердиться в избыточном мире, воспринятом как изобилие благ, но не забот. Он очутился среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, услужливых правительств, уютных гражданских прав. А вот задуматься о том, как непросто создавать эти машины и лекарства и обеспечивать их появление впредь и как шатко само устройство общества и государства, он не успел и, не заботясь о трудностях, почти не ощущает обязанностей» (Там же, с. 336-337). Поэтому «заурядные души, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и всюду» (Там же, с. 311).
Предприимчивые люди быстро поняли, что массовое потребление искусства и модных вещей может стать источником больших прибылей. Возникла настоящая индустрия развлечений. К тому же выявилась высокая эффективность рекламы потребительских товаров, подаваемой вместе с развлечениями. Поэтому контроль над массовой культурой в значительной степени перешёл в руки рекламодателей и производителей лёгкой, сниженной культуры, предназначенной только для выкачивания денег из карманов массы.
Вместе с тем субкультура масс, массовая культура, есть нечто большее, чем просто средство развлечения и отдыха. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории, обеспечивая эмоциональную компенсацию, возможности релаксации, развлечения, игры. Массовая культура предоставляет людям эстетические впечатления. Массовая культура сохраняет связи с так называемой народной культурой, то есть традиционными, возникшими в далёком прошлом пластами земледельческой культуры. Лучшие образцы массового искусства соответствуют высоким требованиям профессионального мастерства. Отмечается своеобразный обмен между высоким и массовым искусством, когда создатели сложных форм искусства используют находки массовой культуры, а массовые аудитории воспринимают произведения, например, симфонической или камерной музыки, во фрагментах и облегченных переложениях. Массовая культура способствует демократизации общества. Массовую культуру нельзя рассматривать как контркультуру, это, скорее, среда для высокого искусства и элитарной культуры.
- Д.А. Лалетин
- Предисловие
- Раздел I элементы теории культуры Глава 1. Культура как предмет познания
- Культурология в системе гуманитарных наук
- 1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии
- 1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии
- 1.3. Термин «культура»
- 1.4. Проблемы определения культуры
- 1.5. Явления культуры. Культурные объекты
- 1.6. Сущность культуры
- 1.7. Существование и действительность культуры
- 1.7.1. О системности культуры
- 1.7.2. Функции культуры
- 1.7.3. Состав и структура культуры
- 1.7.4. Культура и человек
- 1.7.5. Культура и деятельность
- 1.7.6. Культура и цивилизация
- 1.7.7. Магия (волшебство)
- 1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре
- 1.7.9. Миф в культуре
- 1.7.9.1. Что такое миф?
- 1.7.9.2. Мифология
- 1.7.9.3. Миф и психология
- 1.7.9.4. Функции мифа в обществе
- 1.7.9.5. Миф сегодня
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии
- 2.1. Проблема типологии культуры
- 2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах
- Глава 3. Морфология культуры
- 3.1. О морфологии культуры
- 3.2. Субкультура
- 3.3. Массовая и элитарная культура
- 3.3.1. Элитарная культура
- 3.3.2. Массовая культура
- 3.4. Модель культуры
- Специализированные сферы культуры
- 3.4.1. Обыденная культура
- 3.4.2. Трансляционная сфера культуры
- 3.4.3. Специализированные сферы культуры
- 3.4.3.1. Хозяйственная культура
- 3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура
- 3.4.3.3. Политическая культура
- 3.4.3.4. Правовая культура
- 3.4.3.5. Научная культура
- 3.4.3.6. Философская культура
- 3.4.3.7. Религиозная культура
- 3.4.3.8. Художественная культура
- Раздел II
- Динамика первобытной культуры
- Глава 2. Культура первых великих цивилизаций древности
- 2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)
- 2.2. Культура древнего Египта
- 2.3. Культура Древней Индии
- 2.4. Культура Древнего Китая
- Глава 3. Культура античного мира
- 3.1. Что такое античный мир?
- 3.2. Культура античной Греции
- 3.2.1. Эллинизм
- 3.2.1.1. Христианство
- 3.3. Культура античного Рима
- Глава 4. Культура европы в средние века
- 4.1. Понятие средних веков
- 4.2. Общественное устройство
- 4.3. Город и деревня в средневековой Европе
- 4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета
- 4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы
- 4.6. Политическая культура средневековой Европы
- 4.7. Правовая культура в Средние века
- 4.8. Философская и научная культура
- 4.9. Художественная культура
- 4.9.1. Романский стиль
- 4.9.2. Готический стиль
- 4.9.3. Музыка и театр в Средние века
- 4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры
- Глава 5. Культура эпохи возрождения
- 5.1. Термин и понятие Возрождения
- 5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения
- 5.3. Гуманизм
- 5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения
- 5.5. Художественная культура Возрождения
- 5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)
- 5.5.2. Раннее Возрождение
- 5.5.3. Высокое Возрождение
- 5.5.4. Позднее Возрождение
- 5.5.5. Музыка Возрождения
- 5.6. Северное Возрождение
- Глава 6. Реформация и её культурно-историческое значение
- 6.1. Реформация
- 6.2. Протестантизм
- 6.2.1. Протестантская трудовая этика
- Глава 7. Культура начала нового времени в европе
- 7.1. Понятие Нового времени
- 7.2. Хозяйственная культура нового времени
- 7.3. Европейская культура хvii века
- 7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени
- 7.4.1. Основные особенности
- 7.4.2 Историческое развитие
- 7.4.3. Литература барокко
- 7.4.4. Музыка барокко
- Глава 8. Культура просвещения
- 8.1. Термин и понятие Просвещения
- 8.2. Истоки Просвещения
- 9.3. Менталитет просветителей
- 8.4. Просвещение как общественное движение
- 8.5. Просвещение в политической культуре
- 8.6. Просвещение и религиозная культура
- 8.7. Художественная культура Просвещения
- 8.7.1. Рококо
- 8.7.2. Продолжение традиций классицизма
- 8.7.3. Ампир
- 8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке
- 8.8. Конец Просвещения
- 8.9. Вклад Просвещения в культуру
- Глава 9. Европейская культура XIX — начала XX веков
- 9.1. Культура победившей буржуазии
- 9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма
- 9.3. Политика и право
- 9.4. Религиозная и философская культура
- 9. 5. Художественная культура
- 9.5.1. Романтизм
- 9.5.2. Реализм
- 9.5.3. Натурализм
- 9.5.4. Импрессионизм
- 9.5.5. Постимпрессионизм
- Глава 10. Западная культура XX века
- 10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в хх веке
- 10.2. Научно-техническая революция
- 10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке
- 10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм
- 10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства
- Раздел III основные этапы развития культуры россии Глава 1. Становление российской культуры
- Предыстория
- Языческая культура древних славян
- Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры
- Культура киевской руси
- Глава 2. Расцвет русской культуры
- 2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)
- 2.1.1. Русская культура XVI века
- 2.1.2. Русская культура XVII века
- 2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)
- 2.2.1. Русская культура XVIII века
- 2.2.2. Русская культура XIX века
- 2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства
- Глава 3. Культура советского периода развития россии
- Глава 4. Проблемы российской культуры постсоветского периода
- Литература
- Указатель
- Оглавление
- Раздел I 4
- Глава 1. Культура как предмет познания 4
- Глава 2. Типология культуры и концепции культурологии 47
- Глава 3. Морфология культуры 61
- Раздел II 80
- Глава 5. Культура эпохи возрождения 126