32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
Гойя Франсиско (1746–1828), испанский живописец. В Сарагосе писал фрески в духе итальянского барокко. Затем удожник работал в Мадриде, и выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 картонов для ковров с насыщенными по цвету и непринужденными по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений («Зонтик», «Игра в жмурки»). Гойя получил известность и как автор выполненных в тонко разработанной цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке («Семья герцога Осуна»).
В портрете герцогини Альба передан характер властной ,гордой и своевольной женщины.
Гойя написал и портрет своей жены.Хрупкая,задумчивая с нежным лицом и светлыми пушистыми волосами,привлекает своей мягкостью и сдержанностью. Портрет написан в лёгких серо-голубых тонах,тонко соответствующих облику и настроению молодой женщины.
Также Гойя написал и пртрет своего друга Себастьян Мартинес.
Особое место среди портретов 90-х годов принадлежит портрету «Гиймарде»,посла французской республики.Символично звучат цвета национального флага Франции- красный,синий,белый.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств, назначен придворным живописцем. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Работа над офортами «Капричос» (80 листов)заняла 5 лет(« Вплоть до третьего поколения», «Час настал»).Рисунок экспрессивен,композиции динамичны.
В 1790-х исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи (портрет сеньоры Бермудес), мужественное противостояние (портрет Ф.Гиймарде) аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая», «Маха обнаженная»). Надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи выразил Г в групповом портрете «Семья Карла IV». Историзм, протест в борьбе против французской интервенции отражен в -«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев». Философски осмысляя судьбы народа в серии офортов Бедствия войны (82 листа). Тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, он провел в своем загородном доме,т е «Дом глухого», стены двух этажей которого расписал маслом.Эти фрески на стенах назывались «Чёрные полотна». В созданных здесь сценах, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего.
Над дверью были изображены 2 старухи. Противоположная стена- «Сатурн,пожирающий детей». Справа- «Юдифь,отрывающий голову Алаферну».Слева- «Шабаш ведьм».Справа-«Праздник».Верхний этаж- 7 простенков,разделены окнами.
Все они – плод видений и глюцинаций художника.
Ещё Гойя сделал роспись церкви Антонио де ла Флорида в Мадриде.
Фрески церкви-выдающийся памятник монументального искусства не только 18 в. ,но и всей фресковой живописи после великих мастеров 16 в..
Настенные росписи дома глухого,портреты,несколько картин для церквей и графическая серия «Диспаратес»(в переводе- нелепость)относятся к числу поздних созданий мастера.
- 1. Периодизация и виды искусства Древнего Египта: архитектура, скульптура, рельефы и росписи.
- 3. Искусство Римской империи: архитектура, живопись, скульптура.
- 4.Искусство средневековья 10-14 вв. Романский и Готический стили в искусстве Западной Европы: особенности архитектуры и крупнейшие памятники.
- 5. Характеристика Итальянского возраждения. Архитектура и скульптура возрождения в Италии (Брунеллески, Альберти, Броманте, Палладио, Донателло, Гиберти).
- 6. Леонардо да Винчи - основоположник ис-ва Высокого Возрождения.
- 7. Эстетический идеал эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля.
- 8. Жизнеутверждающий пафос и тема борьбы в творчестве Микеланджело.
- 9. Мастера венецианского Возрождения. Творчество Тициана.
- 10. Особенности северного Возрождения: Нидерланды тв-во я. Ван Эйка, и. Босха, п. Брейгеля.
- 11. Альбрехт Дюрер - художник немецкого Возрождения.
- 12. Итальянское Барокко: основные виды и этапы развития . Архитектура и скульптура барокко (Дж. Дела Порта, ф. Боромини)
- 13. Творчество Бернини: архитектура, скульптура
- 14. Караваджо - основоположник реализма 17 века. Специфика его художественного языка.
- 15. Рубенс: Жизнь и творчество
- 16. Фламандская живопись 17 в. Крупнейшие живописцы Фландрии: Ван Дейк, я Йорданс, ф. Снейдерс
- 17. Изобразительное ис-во Испании 17 в. : Эль Греко. Испанский реализм - х. Рибера, ф . Сурбаран
- 18. Веласкес: портреты, исторические картины, поздние произвед мастера
- 19. Н. Пуссен - основополжник классицизма в европейской живописи 17 века.
- 20. Классицизм в ис-ве Франции 17-18 веков. Ансамбль Версаля. Скульптура классицизма э.М. Фальконе, ж.А. Гудона
- 21. Мастера бытового жанра в Голландии 17в. Г. Терборх, п. Де Хох, Ян Стен, г. Метсю
- 22. Дельфтская школа. Творчество Яна Вермеера Дельфтского
- 23. Голландский натюрморт 17 в. П.Класс, в. Хейда, в Кальв, а. Бейерен
- 24. Рембрант Херменс ван Рейн. Портреты, картины на античные и библейские сюжеты.
- 25. Французская живопись 18 века. Общая характеристика стиля рококо. Ф. Буше
- 26. Антуан Ватто и развитие "галантного жанра" во Франции.
- 27. Ж.Б. Шарден и демократизм его искусства.
- 28. Итальянская живопись 18 века. Тв-во Дж. Тьеполо. Архитектура ведута: ф. Гварди, а. Каналетто
- 29. Английский живописец у. Хогарт - основоположник критического реализма.
- 30. Английская школа портрета. Тв-во Дж. Рейнолдса и т. Гейнсборо.
- 32. Искусство Испании к18 н19 . Творчество Гойи: портреты, графические серии, исторические произведения.
- 33. Французская живопись конца 18- начала 19 вв. Классицизм Давида, Энгра.
- 34. Романтизм в искусстве Франции 19 в т. Жерико- вождь романтизма. Э. Делакруа. – особенности живописной системы.
- 35. Реалистическое направление в искусстве Франции 19 в. : Барбизонская школа, о. Домье, ф. Милле, г. Курбе.
- 36. Эстетика и живописная система импрессионизма: Клод Моне, о. Ренуар, э. Дега, Писсарро, а. Сислей
- 37 Французский постимпрессионизм. П. Сезанн, Ван Гог, п. Гоген, а. Тулуз-Лотрек.
- 38. Стиль Модерн и его основные представители в европейском искусстве рубежа 19 -20 вв (франция, англая, германия, бельгия – архитектура, живопись, прикладное искусство)
- 39. Художественная культура западной Европы 1 пп 20 века. Основные направления авангарда: фовизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм.
- 40. Архитектуры в ис-ве 1-й половины 20 в. Культ урбанизации. Ш. Корбюзье.
- 1. Дизайн, как особый вид художественно-проектной деятельности. Его место в освоении человеком окружающего мира. Виды дизайна.
- 2. Признаки дизайна.
- 5. Промышленная революция в Европе. Переход на массовое производство товаров.
- 6. Научно-технические открытия и изобретения. 18-19 век
- 9. Стилевые направления и кризис индустриального формообразования в конце 19 века.
- 10. Первые теории дизайна. Земпер, Рескин, Моррис.
- 13. Германский Веркбунд
- 16. Вхутемас и вхутеин
- 17. Европейский дизайн между 2мя войнами. Арт-деко в Европе и Америке.
- 18.Всемирный экономический кризис и появление проф. Дизайна в АмерикеРазвитие американского дизайна в 30-40-х гг..
- 19.Послевоенный стиль в Европе и Амер.