4.4. Английский костюм (XVI в.)
Англия к началу XVI в. становится одной из сильнейших держав Европы. Зарождение нового способа производства — капиталистического — способствовало превращению страны в «мастерскую мира», могущественную, передовую морскую державу, обладательницу огромных колоний. Влияние культуры итальянского Возрождения распространяется в Англии, что сказывается и в костюме. Время от времени объектами для подражания в Англии становятся то немецкие, то французские костюмы, однако склонность англичан к традиционности способствует тому, что костюм сохраняет некоторые черты своеобразия, характеризующие эстетические вкусы англичан того времени. Подобно другим народам Европы англичане по-своему видоизменяют иностранные костюмы, что придает внешнему облику британцев национальный колорит. Англия славилась производством сукна высшего качества. Из Италии и Франции в Англию привозили дорогие шелковые ткани. Богатые и нарядные костюмы знати и придворных шили из самых лучших тканей. Скромную одежду темных тонов носили лишь буржуа и пуритане. Мужской костюм состоял из рубашки белого или кремового полотна двух видов: со стоячим прямым воротником, покрытым вышивкой, и без воротника с горловиной, отделанной узким рюшем. Поверх рубашки надевали дублет — узкую короткую куртку с узкими рукавами или без рукавов. Дублет украшали вышив- кой, разрезами, скрепленными маленькими ювелирными розетками с цветными камнями. Он имел плотную стеганую подкладку и съемные рукава, прикрепляемые к проймам шнурками. Сверх дублета надевали джеркин, который имел несколько фасонов. Лиф джеркина был узкий, а от талии до середины бедра шла широкая баска. Ее делали иногда подобно юбке в складку, иногда распашной, более короткой, расширенной книзу. Нижние штаны-чулки у англичан назывались незер-стокс, верхние — аппа-стокс. Верхние штаны делали узкими, выше колен, или широкими, собранными на шнур. Это позволяло в зависимости от желания владельца регулировать их длину. В отличие от моды других европейских стран, поверх нижних штанов англичане носили короткие чулки бут-хоуз, которые впоследствии было принято украшать вышивкой .Обувь, как и в других странах, была мягкой, но имела широкие квадратные носки — «утиный нос».
В середине века заметно сказывается влияние испанских мод, что выразилось в появлении жестких прокладок в джеркине и рюша по краю стоячего воротника, который затем превратился во фрезу, называвшуюся в Англии раф. Дублет превращается в верхнюю одежду, его делают с рукавами и небольшой баской, и он заменяет джеркин. Джеркин становится парадной верхней одеждой. В середине XVI в. в Англии изобрели вязальную машину, и с этих пор англичане стали носить вязаные чулки. Появление вязаных чулок повлекло за собой увеличение длины аппа-стокс, которые стали называть «бричз».
Знатные англичане, особенно молодые, увлекались «венецианскими» бричзами, что делало мужскую фигуру, похожей на женскую.
Мужские прически были просты, наиболее распространенной прической была «под скобку». Аристократы носили завитые длинные локоны, подстриженные с одной стороны. Появлялись прически на испанский манер — волосы надо лбом отращивались длиннее и завивались, с затылка срезались сильнее. Носили также прически «под ежика», когда коротко подстриженные волосы торчали надо лбом наподобие игл ежа. Пуритане носили волосы, стриженные «в кружок», за что они получили название «круглоголовые».
Английский женский костюм в начале XVI в. был сходен с фламано-французским. Его отличают ясность и простота, отсутствие нагроможденно форм и мелких деталей. Как и в других европейских странах, женская одежда состояла из трех частей: рубашки из белого полотна у богатых или из полушерстяной ткани у бедных, котт с плотно облегающим фигуру жестким лифом и сюрко с гладким лифом и расширенной книзу мягкой юбкой. Рукава платья состояли из двух частей — верхней, доходившей до локтя, и нижней — громадных воронкообразных манжет, соединяющихся с рукавом при помощи шнуровки. Декольте лифа принимает форму каре. Национальный колорит костюму придавал головной убор — гейбл, который по форме напоминал крышу домика и состоял из нескольких слоев материи.
С 1553 г., в период царствования Марии Тюдор, в Англии распространилась испанская мода. У юбки появился испанский каркас, хотя и не такой широкий. Лиф платья стал закрытым. Низкое декольте прикрывалось вставкой.
Увлечение испанской модой приводит к увеличению форм, нагромождению деталей, экстравагантности. При дворе королевы Елизаветы внешний блеск и роскошь достигли апогея. В гардеробе королевы насчитывалось более трех тысяч дорогих платьев. Елизавета требовала, чтобы все придворные дамы следовали ее примеру, однако их костюмы должны были быть менее богаты.
Вариантов женских костюмов было много, особенно ощущалось влияние немецкой моды. Состоятельные люди носили бархат, парчу, тонкое сукно локальных цветов — зеленого, голубого, коричневого. Самым нарядным во всей Европе считался красный цвет. Его использовали в костюмах для торжественных случаев.В конце XVI в. в женском костюме произошли изменения: форма юбки стала держаться на каркасе, заимствован ном из Испании, — вертюгадо. Костюм отличался разнообразием фасонов в пределах установившегося типа,обилием вышивок, кружев. Ширина рукавов увеличилась, их стали подбивать ватой, вверху, у проймы появился буф. Разнообразие фасонов одежды создавалось формой рукавов: с продольными разрезами, с маленьким верхним буфом, с козырьками, буфом и поперечными браслетами. Большое распространение, как и в мужской моде, получил воротник раф, а также «а ля Мария Стюарт». В 80-90-х гг. XVI в. заметны значительные изменения. Впечатление строгости и простоты форм женского костюма начала века утрачивается. Сочетание удлиненного лифа, огромных рукавов и расширенной в своем объеме и притом укороченной юбки на каркасе — вертюгадо создает впечатление коротконогой фигуры, не свойственной человеческому телу.
Наблюдаются изменения и в женских прическах, это диктуют огромные плоеные и высокие воротники. Следуя испанской моде, все состоятельные женщины носили высокие прически с каркасами разной формы, сделанными из проволоки или бархатных валиков. Иногда надевали парики. Знатные дамы и горожанки носили чепчики. У богатых женщин они украшались вышивкой, драгоценностями и имели каркас. Леди носили черную вуаль, а простые женщины — белую. Во второй половине XVI в. появился женский головной убор — френчхоуд («французский чепец»), который имел вид небольшой серповидной наколки, и к нему прикреплялась черная вуаль. Платья давали возможность видеть обувь — шелковые вышитые туфли на низком каблуке или совсем без каблуков, но могли носить туфли и совсем без задников.
Во внешнем облике аристократов прежде всего сказывалось стремление демонстрировать свое богатство — дорогие ткани, кружева, украшения. Поэтому в английском костюме второй половины XVI в. не всегда проявляется чувство меры, интерес к красивым пропорциям и изящным линиям, то есть все то, что будет характеризовать вкус британцев последующего периода.
Контрольные вопросы:
1. Какие ткани производили в Англии?
2. Из каких деталей состоял мужской костюм?
-
Как назывался в Англии плоеный воротник?
-
В чем отличие пуританского костюма от придворного?
-
Какая деталь женского английского костюма придавала ему национальное своеобразие?
-
Что изменилось в женском костюме под влиянием испанских мод во второй половине XVI в.?
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.