3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
В XV в. Бургундский двор был одним из богатейших в Европе. Именно герцогство Бургундия, которое в конце XIV в. в политическом и культурном отношении превосходило ослабленную изнурительной Столетней войной Францию, стало законодателем моды в Европе. Бургундский костюм стал эталоном изящества, в нем воплотились основные черты готического стиля. Это был период подлинного «господства ножниц» — перехода к кройке одежды точно по фигуре. В истории костюма этот период назван «карнавалом мод», учитывая частую смену костюмов. Общее направление моды было связано с готическим стилем, но это не мешало одновременно сосуществовать самым разнообразным формам костюма. Носили и длинную, и короткую, и широкую, и узкую одежду. Модный силуэт характеризовался удлиненностью, изысканностью и вычурностью линий. Самой модной отделкой были бубенцы и фестоны (зубцы). Разумеется, что такая одежда была привилегией богатых бюргеров и феодалов, т.е. их костюм подчеркивал пренебрежение к труду. Духовенство возмущалось такой одеждой, считая ее греховной. В то же время костюм третьего сословия со времен раннего средневековья сохраняет строгий облик без изменений.
Цвет характеризовал определенное состояние человека. Костюмы из синего и зеленого материала шили редко. Эти цвета были символами любви: зеленый — влюбленности, синий — верности. Желтый и коричневый цвета символизировали грусть. Повседневные костюмы, главным образом, были серые, черные, фиолетовые; парадные — белые или красные. Вассалы и слуги феодала носили одежду цветов герба своего сеньора, а также пестрые костюмы, как поле герба. Ми-парти носила молодежь и особенно часто пажи.
Знатные люди шили одежду из дорогих тканей — шелка, бархата, шерсти, парчи. Камиза шилась из тонкого полотна. Она по-прежнему была нижней одеждой. В моде короткий пурпуэн, к нему привязывали штаны-чулки, которые кроились и шились точно по ноге. Если же нога не отличалась стройностью, то ее форму подправляли проложенной и пришитой к чулкам изнутри прокладкой из пакли.
Модной мужской одеждой в этот период становится жакет — стянутый поясом, короткий, распашной, зауженный в талии и с ватной подкладкой. От талии полы расходились в виде юбочки. Стоячий воротник жакета иногда опушивали мехом. Рукава — жиго имели вид пышного высоко поднятого и присборенного у плеча буфа и сужались к запястью. Пышная форма верхней части рукавов образовывалась за счет мауатр — жестких валиков на проймах.
Верхней одеждой знати и бюргеров остается упелянд — длинная распашная подпоясывающаяся одежда, с узкими, расширявшимися книзу рукавами. Понизу ширина упелянда достигала 7 м. Иногда он укорачивался до середины икры. Длинный упелянд предназначался для торжественных случаев, короткий — для танцев, прогулок и езды верхом. Средневековые щеголи носили роб. Роб — это накладная одежда с небольшим надрезом сзади или спереди, со стоячим воротником, к которому сзади иногда пришивали шлейф. Роб подпоясывали в талии, он имел рукава сверху в виде буфа, а от локтя до кисти узкие.
Костюм знати обязательно дополнялся кожаным или парчовым кошельком, на цепочке у пояса крепился кинжал, а на перевязи через плечо — охотничий рог. Знатный мужчина носил перчатки, но обычно только одну — левую, а правую держал в руке. Обе перчатки надевали только во время охоты. При входе в церковь и во время танцев перчатки снимали и прятали за пояс. На парадной одежде особенно изысканными и утонченными считались вышивки текстов любимых стихов или песен.
Самым распространенным головным убором для всех сословий был капюшон с оплечьем, которое украшалось зубцами и бубенчиками. Его носили отдельно или пришивали к плащу. Шаперон в это время приобрел вид шляпы. Его заранее драпировали и сшивали. Простой народ носил бегуин. Щеголи носили сразу две шляпы: одну за спиной, а другую — на голове.
В Бургундии принцам по крови полагалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 см), родовым дворянам — в две ступни, рыцарям — в полторы, горожанам — в одну и простолюдинам в полступни (до 15 см). В женской одежде впечатление удлиненного силуэта достигалось узкими плечами, завышенной талией платья, длинной неширокой юбкой, высоким головным убором. Нижняя женская одежда становится еще уже. По бокам, спереди лифа, по узким рукавам выполнялись разрезы, которые стягивались, застегивались на пуговицы или шнуровкой. Нижняя одежда состояла из двух платьев — камизы и котта. Верхним парадным платьем знатных дам был роб с укороченной талией подпоясанной под грудью. Платья имели декольте, чаще в форме треугольника; иногда треугольный вырез сзади или спереди был до самого пояса. Его обрамляли мехом, бархатом, пришивали к нему воротник. Расширенная книзу, ниспадающая складками парчовая юбка переходила в шлейф, длина которого строго регламентировалась законом. Чем знатнее была дама, тем длиннее шлейф.
Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 м 95 см, герцогини и принцессы — 3 м 60 см и т.д. Церковь активно боролась со шлейфами, называя их «дьявольски ми хвостами». Наказание было иногда весьма строгим, вплоть до отлучения от церкви. Но, несмотря на это, на протяжении XV в. шлейф оставался обязательной принадлежностью придворного костюма. Сюрко становится коротким, типа душегреи, заканчивающимся на бедрах. Сюрко выполнялось с большими проймами, через которые просматривалась вся фигура. Церковь называла эти проймы не иначе, как «адские окна». Спинка сюрко могла быть со шлейфом. В моде были плащи, застегивающиеся впереди на пуговицы.
В XV в. приобрели огромное значение головные уборы. Модным считалось открывать лоб и виски, а также затылок, чтобы показать красоту длинной шеи. Для этого волосы надо лбом и затылком иногда подбривали, а брови выщипывали. Головные уборы женщин были трех видов: высокий цилиндрический убор, сетка, которая поддерживалась полосками ткани, и энен. Энен был самым модным у знатных женщин. Он появился при Бургундском дворе во второй половине XV в., и представлял собой вытянутый конус, словно здание. Как и шлейф, его высота строго регламентировалась. Чем более знатной была женщина, тем выше энен. При входе в помещение даме приходилось приседать. Изготовляли его из льняной ткани или из жесткой бумаги, сверху покрывали парчой и отделывали бархатом. К нему прикреплялась длинная до земли прозрачная вуаль. Популярным головным убором так же был эскофьон. Его форма создавалась прической: волосы заплетались в две косы и укладывались над ушами. На прическу надевался эскофьон, покрытый сверху золотой сеткой, украшенной жемчугом и металлическими розетками. Верхняя часть убора закрывала темя, а нижняя опиралась на золотую сетку, покрывавшую косы. Средневековые дамы носили также чепцы в виде «паруса» или «двойной сахарной головы.
Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.
Мода на драгоценные камни привела к поискам их заменителей, и с XV в. в Европе начинают делать искусственные самоцветы.
Женскими украшениями той эпохи были: массивные цепи на груди, большое количество колец на пальцах, носовой
платок, ожерелья в виде эмалевых слезок и золотых сердечек, декоративные пояса, бубенчики. К поясу крепили зеркальце.
Контрольные вопросы:
-
В каком периоде зарождаются основы кроя и техники шитья?
-
Что характерно для отделок и украшений в период бургундских мод?
-
Расскажите о символике цвета этого периода.
-
Какое количество шляп носили буриундские щеголи?
-
В чем характерные особенности бургундской обуви?
-
Какое значение приобрела длина шлейфа в этот период?
-
Опишите женский костюм периода бургундских мод.
-
Какие прически и головные уборы носили в Бургундии?
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.