1.2. Костюм и феномен моды
В общепринятом смысле костюм часто ассоциируют с модой. История моды неразрывно связана с историей костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку история костюма началась вместе с историей первобытного общества, а мода, как социальное явление, появилась гораздо позже. Слово «мода» произошло от латинского «modis», что переводится как мера, образ, способ, правило, предписание. Существуют разные определения этого понятия. Если обратиться к Словарю Даля, то там дана такая формулировка: «мода — это временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах». В других источниках о моде говорится, что к ней относится то, что имеет в определенное время самое большое распространение, пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства. Моду исследовали и продолжают изучать социологи и экономисты, психологи и искусствоведы, историки и художники. Она стала естественной частью искусства костюма. Так, известный кутюрье Пьер Карден дал такое определение: «Мода — это способ выражения. Другими словами, мода — это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте».
Моду рассматривают в отношении к искусству, объединяя с ним или, наоборот, противопоставляя ему. Писатель Альберто Моравиа, который, по собственному признанию, интересуется модой с точки зрения эстетики, определяет ее так: «Мода — это история... по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды».
Исследователи, занимающиеся изучением костюма, до сих пор расходятся во мнении: когда же, собственно, возникла мода. Несомненно, это произошло гораздо позже появления устойчивого национального костюма, который тоже менялся, но перемены в нем часто были стихийными, и часто вызваны появлением новых материалов. Многие считают, что мода родилась в период позднего средневековья, когда процесс развития одежды приобретает черты, характерные для моды: костюм становится общеевропейским, а не национальным, как это было раньше. Сравнительно часто сменяются его формы, в одежде появляются причудливые новинки, которые часто становятся всеобщим увлечением. Другие ученые называют более поздний срок, связывая зарождение моды с зарождением капитализма. Третьи определяют моду, как явление XX столетия, возникшее с рождением товарной марки, с того момента, когда поставщик моды превратился в кутюрье.
Развитие моды, как и развитие истории, идет по спирали. Каждый виток этой спирали обогащает ее чем-то новым: дает свежие идеи, формы, усовершенствованные материалы, а также формирует новое отношение к одежде.
Постоянное стремление человека к новизне заставляло создателей одежды беспрерывно искать новые формы и конструкции. С древнейших времен до настоящего времени с этим связана деятельность модельера-стилиста. Правда, раньше художников, причастных к созданию костюма, так не называли. Это были безвестные мастера по кружеву, вышивке, ремесленники, работающие над рисунками тканей, портные. Они создавали уникальные костюмы для узкого, избранного круга, которые входили в моду, завоевывали популярность у тысяч людей. Для настоящего времени характерна быстрая сменяемость модных циклов. Признаком процесса развития моды является сезонная сменяемость циклов весна — лето и осень — зима. В связи с этим наблюдается стремительное изменение модных тенденций, образование новых форм в одежде.
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.