logo
История костюма 1 курс

8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)

В то время обострения классовых противоречий буржуазии и про­летариата. Даже в среде самой буржуазии происходит расслоение. На смену мелкой буржуазии приходит небольшое число крупнейших маг­натов. Моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля сере­дины XVIII в. — рококо — складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль — «второе рококо», или «выставочный стиль».

В мужском костюме этого периода происходит дальнейшее упрощение. Вырабатываются все покрои и линии мужского ко­стюма, которые в главных чертах сохраняются до настоящего времени. Большую роль в устойчивости типа мужского ко­стюма играли производство и продажа готовой одежды по срав­нительно низким ценам. Эти отрасли капиталистической про­мышленности стали интенсивно развиваться в 50-е гг., после рас­пространения швейной машины с механическим приводом. По­является «дешевая роскошь» — пристегивающийся крахмальный воротник, манишка и манжеты, создающие иллю­зию дорогого белья и распро­страненные среди людей средних сословий. Линия та­лии в костюме уже не подчер­кивается, как в прошлом пе­риоде, и фигура кажется мешковатой. Фрак превращается в самую пара­дную одежду, знак привиле­гии богатых людей. Популяр­ными становятся клетчатые костюмы. Большое внимание уделяется перчаткам, трости и шляпе-цилиндру. Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: паль­то с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без ру­кавов с пелериной — «гавелок», мешкообразное пальто - «сак», короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами — «бекеша». Мужчины носили длинные завитые в локоны волосы с косым про­бором, бороду и усы. В 60-е гг. волосы укорачиваются. Обувью служили сапоги и закрытые туфли черного цвета. Впервые появляется резиновая обувь. В женском платье пе­риод «второго рококо» от­мечен реформацией кри­нолинов. Вначале форма юбки создавалась при по­мощи большого количе­ства нижних юбок, затем появлением стеганой воло­сяной юбки — кринолина (состоит из двух слов: конский волос, лен). С середины 50-х гг., были введены искусствен­ные кринолины, в которых эластичные стальные об­ручи служили напомина­нием о бывших панье, они как бы рессорами поддер­живали более легкий со­временный материал. Эта перемена повлияла не только на внешнее очертание платья, но и изменила сам характер одежды. Быв­шие нижние юбки исчезли, а искусственный кринолин стал то­ варом, вырабатываемым машинами. Как только юбка расши­рилась до кринолина, сузились рукава лифа, а сам лиф стал дополняться широкой оборкой у ворота, называемой берте. От­делкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вы­шивки, кружева. Кружева и вышивки теперь изготавливались не вручную, а фабричным способом. Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет. По­вседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу ру­кава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов. Кринолин менял свою форму; он су­живался у бедер, приобретая форму овала, выдающего­ся сзади и заканчи­вающегося шлей­фом (Рис. 234). В 60-е гг. он становится все более плоским спереди и соответ­ственно более выс­тупающим сзади. Создателем и про­пагандистом кри­нолина был англи­чанин Чарльз Фре­дерик Ворт, кото­рый поселился в Париже и создал там первый модельный дом. В 70-х гг. он сде­лался основным законодателем мод в Париже. Основной покрой в это время — цельнокроеное платье, названное Бортом «прин­цесс». Линию талии располагают высоко, между лифом и юбкой делают плавный переход. Юбка платья, как бы натянутая на кар­касе, легко расширяется книзу. При этом гладкие спокойные по­верхности платья доминируют над всеми деталями.

Кринолины вышли из моды в 1867 г., в год Всемирной выс­тавки в Париже. Их распространение можно ограничить перио­дом между двумя мировыми выставками, первой лондонской 1851 г. и второй — парижской 1867 г. Женщины носили пышные шиньоны. Иногда волосы рас­чесывали на прямой пробор, укладывали сзади в сетку. В па­радных случаях голову украшали страусовым пером, спадавшим на плечо и называвшимся «лисьим хвостом», а также пере­секавшей лоб узкой ленточ­кой с драго­ценным кам­нем посере­дине — ферроньеркой. Популярны были шляпки из «флорен­тийской соло­мы», украшенные тюльпанами, розами, лан­дышами. Цвет пла­тья определялся сезо­ном, назначением и возрастом. Верхняя одежда чаще делалась из шерсти или бархата темных цветов — коричневых, темно-красных, синих, зеленых. Для визитных и прогулочных костю­мов женщины среднего возраста выбирали различные оттен­ки зеленого и коричневого, молодые предпочитали светлые тона: голубой, розовый, кремовый, белый. Черный бархат был пре­имущественно вечерней тканью.

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы повлияли на упрощение мужского костюма?

  2. Что в костюме создавало иллюзию дорогого белья?

  3. Каким дополнениям в мужском костюме уделяется боль­шое внимание?

  4. Назовите новые типы верхней мужской одежды.

  5. Что такое «кринолин»?

  6. Что такое «ферроньерка»?