8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
В то время обострения классовых противоречий буржуазии и пролетариата. Даже в среде самой буржуазии происходит расслоение. На смену мелкой буржуазии приходит небольшое число крупнейших магнатов. Моду диктуют вкусы богатой буржуазии. На основе стиля середины XVIII в. — рококо — складывается новый, еще более пышный и эклектичный стиль — «второе рококо», или «выставочный стиль».
В мужском костюме этого периода происходит дальнейшее упрощение. Вырабатываются все покрои и линии мужского костюма, которые в главных чертах сохраняются до настоящего времени. Большую роль в устойчивости типа мужского костюма играли производство и продажа готовой одежды по сравнительно низким ценам. Эти отрасли капиталистической промышленности стали интенсивно развиваться в 50-е гг., после распространения швейной машины с механическим приводом. Появляется «дешевая роскошь» — пристегивающийся крахмальный воротник, манишка и манжеты, создающие иллюзию дорогого белья и распространенные среди людей средних сословий. Линия талии в костюме уже не подчеркивается, как в прошлом периоде, и фигура кажется мешковатой. Фрак превращается в самую парадную одежду, знак привилегии богатых людей. Популярными становятся клетчатые костюмы. Большое внимание уделяется перчаткам, трости и шляпе-цилиндру. Верхняя мужская одежда была очень разнообразна: пальто с пелериной, длинная шуба на меху, длинный плащ без рукавов с пелериной — «гавелок», мешкообразное пальто - «сак», короткое пальто в талию, отделанное спереди шнурами — «бекеша». Мужчины носили длинные завитые в локоны волосы с косым пробором, бороду и усы. В 60-е гг. волосы укорачиваются. Обувью служили сапоги и закрытые туфли черного цвета. Впервые появляется резиновая обувь. В женском платье период «второго рококо» отмечен реформацией кринолинов. Вначале форма юбки создавалась при помощи большого количества нижних юбок, затем появлением стеганой волосяной юбки — кринолина (состоит из двух слов: конский волос, лен). С середины 50-х гг., были введены искусственные кринолины, в которых эластичные стальные обручи служили напоминанием о бывших панье, они как бы рессорами поддерживали более легкий современный материал. Эта перемена повлияла не только на внешнее очертание платья, но и изменила сам характер одежды. Бывшие нижние юбки исчезли, а искусственный кринолин стал то варом, вырабатываемым машинами. Как только юбка расширилась до кринолина, сузились рукава лифа, а сам лиф стал дополняться широкой оборкой у ворота, называемой берте. Отделкой служили искусственные цветы, бахрома, галуны, вышивки, кружева. Кружева и вышивки теперь изготавливались не вручную, а фабричным способом. Для женских платьев была характерна естественная длина талии и спущенная линия плеч. Под платьем обязательно носили туго зашнурованный корсет. Повседневные платья имели глухой лиф и расширенные книзу рукава. Бальные платья глубоко декольтировались и обычно были без рукавов. Кринолин менял свою форму; он суживался у бедер, приобретая форму овала, выдающегося сзади и заканчивающегося шлейфом (Рис. 234). В 60-е гг. он становится все более плоским спереди и соответственно более выступающим сзади. Создателем и пропагандистом кринолина был англичанин Чарльз Фредерик Ворт, который поселился в Париже и создал там первый модельный дом. В 70-х гг. он сделался основным законодателем мод в Париже. Основной покрой в это время — цельнокроеное платье, названное Бортом «принцесс». Линию талии располагают высоко, между лифом и юбкой делают плавный переход. Юбка платья, как бы натянутая на каркасе, легко расширяется книзу. При этом гладкие спокойные поверхности платья доминируют над всеми деталями.
Кринолины вышли из моды в 1867 г., в год Всемирной выставки в Париже. Их распространение можно ограничить периодом между двумя мировыми выставками, первой лондонской 1851 г. и второй — парижской 1867 г. Женщины носили пышные шиньоны. Иногда волосы расчесывали на прямой пробор, укладывали сзади в сетку. В парадных случаях голову украшали страусовым пером, спадавшим на плечо и называвшимся «лисьим хвостом», а также пересекавшей лоб узкой ленточкой с драгоценным камнем посередине — ферроньеркой. Популярны были шляпки из «флорентийской соломы», украшенные тюльпанами, розами, ландышами. Цвет платья определялся сезоном, назначением и возрастом. Верхняя одежда чаще делалась из шерсти или бархата темных цветов — коричневых, темно-красных, синих, зеленых. Для визитных и прогулочных костюмов женщины среднего возраста выбирали различные оттенки зеленого и коричневого, молодые предпочитали светлые тона: голубой, розовый, кремовый, белый. Черный бархат был преимущественно вечерней тканью.
Контрольные вопросы:
-
Какие факторы повлияли на упрощение мужского костюма?
-
Что в костюме создавало иллюзию дорогого белья?
-
Каким дополнениям в мужском костюме уделяется большое внимание?
-
Назовите новые типы верхней мужской одежды.
-
Что такое «кринолин»?
-
Что такое «ферроньерка»?
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.