logo
История костюма 1 курс

4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)

Возрождение в Германии началось в XV—XVI вв. В это вре­мя Германия еще не была единым государством. Она состоя­ла из больших и малых феодальных княжеств, независимых друг от друга обособленных городов. Император не обладал сильной властью и не имел влияния на аристократию. Его указы распространялись лишь на некоторые области. Бесконечные распри, кровавые столкновения между феодалами мешали об­разованию единого централизованного государства.

Подобно Возрождению в Италии, на духовную жизнь и ис­кусство Германии оказала эпоха Реформации с 1510 по 1550 гг. Реформация (преобразование) католической церкви принес­ла с собой серьезные социальные потрясения. Освобождение от жестких религиозных уз, существовавших столетиями, от­разилось не только на образе жизни и нравы общества, но и на моде. Особенностью германского костюма являлась склонность к измельченности форм внутри главных объемов, отчего кос­тюм терял целостность композиционного решения. Больше, чем в других странах, в Германии костюм перегружали различно­го рода отделками в виде многочисленных разрезов, полос и ювелирных украшений. Разрезы, став модой, постепенно по­крыли все части костюма и получили форму поперечных и про­дольных полос. Размещали их в самых разнообразных комбинациях, нередко так, что все, вместе взятое, представлялось в виде сетки, свя­занной из лент различной длины и ширины .Разрезы стя­гивались лентами, завязанными в банты. Для изготовления модной одежды использовали два вида ма­терии: более жесткие ткани — для верхнего платья, а шелковые — для нижнего. Ткань, которую про­кладывали под разрезы, бралась всегда контрастных цветов по отношению к цвету самого ко­стюма.

Самой характерной одеж­дой была шаубе (или шуба) как элемент костюма, появив­шаяся в конце XV в. В середине XVI в. она достигла наиболь­шего объема: верхнюю часть рука­вов стали делать громадным бу­фом. Наиболее известной была шаубе Лютера. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длин­ными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии. Князья носи­ли красные и фиолетовые шаубе из бархата или атласа на соболе и горностае; богатые горожане — из черного или коричневого сукна на меху куницы. Под шаубе носили вамс, который соответствовал французскому пурпуэну, итальянскому джуббоне и английско­му джеркину. Он плотно облегал фигуру и был накладным. К нему привязывались штаны, а чулки заходили за колено и при­креплялись подвязками. Те и другие отделывались многочислен­ными разрезами.

Наряду с шаубе в обиходе германской знати и бюргеров появилась новая одежда — фальтрок. Первоначаль­но это была лишь только юбка в складку, которую надевали сверх вамса. Впоследствии фальтрок соединили с лифом, он получил боковую застежку. Его покрой всегда согласовывал­ся с вамсом. Если вамс имел рукава, то фальтрок шили без рукавов, и наоборот. Постепенно в костюме про­исходят изменения — появля­ются более легкие верхние одежды. Выделяется костюм ландскнехтов — военного сосло­вия, который отразил типично немецкий вкус. Малоземельные и безземельные дворяне, час­тично ремесленники и крестья­не пополняли многие европейс­кие армии того времени. Изве­стно, что государства, нанимав­шие их, нерегулярно платили им жалованье. Основным ис­точником их обогащения были военные трофеи. Среди награб­ленной добычи было немало одежды, и, поскольку установ­ленной военной формы тогда еще не было, они одевались с «чужого плеча». Нередко обветшавшую и покрытую дырками одежду дополняли разреза­ми различного рисунка. Костюм ландскнехтов производил такое сильное впечатление на современников, что стал пред­метом подражания и повлиял на моду не только в Герма­нии, но и в соседних с ней странах. Костюм был необыкновенно ярок, живописен и своеобразен. У не­которых щеголей на его изготовление уходило до ста локтей тка­ни. Такому костюму соответствовала широкая обувь с квад­ратным носком, отделанная разрезами. Башмаки изготовля­лись из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани. Сапоги делались из кожи натурального цвета с широким округлым нос­ком. Разрезами отделывались не только одежда, обувь, головные уборы, но и перчатки. Их делали в области пальцевых суставов, а с изнанки вставляли цветную проклад­ку. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так: «Разруб­лено и разрезано по благородному обычаю».Общим национальным головным убором в конце 20-х гг. стал низкий широкий барет. Появление новых соот­ношений объемов в костюме изменило его форму. Постепенно размер его увеличивается, поля из двух частей делают вокруг всего барета. Между разрезами полей продевали шнурки ленты и скрепляли их золотыми булавками. Чем шире становился барет, тем более плоской делалась его форма. Распространенным был и барет с опущенными полями, прикрывавшими за­тылок. Мужчины в начале XVI в. носили волосы, достигавшие плеч или лопаток.

Близость образа германской женщины к средневековью ска­залась в костюме. Одежды сковывали движения и вынужда­ли держаться прямо. Узкий лиф подчеркивал женскую фигу­ру, выделял живот. Глубокий вырез декольте обнажал значи­тельную часть спины, а спереди открывал рубашку, едва при­крывающую грудь. Женщины обычно носили две юбки. Верх­няя широкая юбка сзади оканчивалась шлейфом, а спереди прикреплялась к лифу несколькими складками-раструбами. Женский костюм был схож с мужским - сказалось влияние «разрезанного» костюма ландскнехтов. Раз­резанный рукав женского платья, обычно из красного барха­та глубокого цвета, стал самой броской частью одежды. По­скольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчат­ках тоже делались разрезы — для перстней. Старинный обы­чай приподнимать платье с одной стороны во время ходьбы еще сохраняется, поэтому все более изысканно отделывается нижнее платье. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. каждой местности Германии жен­ский костюм отличался своеобразием. Женщины, как и мужчины, носи­ли шаубе и барет. Но женская шаубе имела иные пропорции. Она была бо­лее узкой и длинной. Лиф платья по­степенно превратился в открытый кор­саж с рукавами и со шнуровкой спе­реди. При этом края лифа у шнуровки не сходи­лись на 15—20 см. Под шнуровку надева­ли специальную вставку или со­рочку из тонкого полотна. Популярным элементом одежды был особый небольшой воротник типа перелины, так называемый голлер. Его накидывали на плечи и зас­тегивали на груди. Голер носили как нарядную принадлежность туалета даже при высоком закры­том лифе платья. Во второй поло­вине века, когда распространи­лась мода на испанские воротни­ки — горгеру, голлер носили вме­сте с горгерой. Излюбленным видом женских причесок остаются плетеные косы. Девушки носили слегка подвитые волосы, распущенные по спине, или плели височные косы, спуская их на грудь. Голо­ву при этом не покрывали. За­мужние женщины заплетали волосы в косы и по-разному их укладывали. Незаплетенные волосы помещали в сетки так, что с обеих сторон лица образовывались большие висячие мешки. Женские головные уборы были самых разнообразных форм. Носи­ли чепцы, платки, покрывала, свер­нутые наподобие чалмы, а также шляпки из фетра и материи. Сохранились высо­кие энены и горж — головные убо­ры средневековья. Распространены были меховые шапки и косынки до плеч.

Распространение испанской моды во второй половине XVI в. в Германии сказалось на изменении общего характера костюма.

Одежда становится более жесткой, приобретает сухие конту­ры, юбку иногда делают на каркасе, декольте сменяется вы­соким стоячим воротником. Большое распространение получа­ют плиссированные юбки, неизвестные в испанском костюме, которые носят поверх жесткой колоколообразной нижней юбки, а также плиссированный белый фартук с вышивкой. Вырабо­танные в Германии формы и декоративные принципы не ока­зали влияния на общеевропейский путь развития костюма, а сохранились лишь в народном костюме.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключалась особенность германского костюма в эпоху Реформации?

  2. Что из себя представляла шаубе Лютера?

  3. Одежда какого сословия повлияла на моду?

  4. Что такое «фальтрок»?

  5. Какая прическа называлась «колба»?

  6. Какие художники прославили образ германской женщи ны в эпоху Возрождения?

  7. Опишите женский германский костюм этого времени.