9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
В этом десятилетии, по-существу, вся Западная Европа была военным лагерем. Подчиненная Германии и ее союзникам, европейская промышленность обеспечивает нужды войны. Франция, по праву считавшаяся лабораторией Высокого шитья и огромной фабрикой по производству предметов рос коши, перестает быть законодательницей моды. Многие парижские Дома закрылись, многие эвакуировались в Америку. Однако новое направление моды в Америке так и не было создано. Лишь в области спортивной одежды и спецодежды Америка не знала себе равных, что сыграло значительную роль в раз витии костюма последующего времени. Классическим костюмом для периода 1940-1944 гг. стал ансамбль из прямой юбки до колен с объемным длинным жакетом без пояса, оформленным высокой застежкой и маленькими лацканами. Очень часто такие вещи кроились из гражданских мужских пиджаков и широких брюк, бесцельно висевших в шкафах. Несколько позже женщины стали носить такие брюки, приспособив их к своей фигуре. Если в первую мировую войну женщины в экономической жизни страны заняли места мужчин, то во время второй — многие из них были военнообязанными. Этим и объясняется устойчивость военизированного силуэта. Женское платье укорачивается, плечи увеличиваются, одежда напоминает форменную, поскольку в деталях фасонов часто встречались военные элементы: кокетки с карманами, складками, широкие пояса, манжеты, воротнички по типу мужских и т. д. Военизация сказывается и в гамме цветов — коричневых и хаки.
Наряду с этим существовали и подчеркнуто женственные детали: кружевные воротнички и жабо, банты, баски в виде воланов, но все это оформляло платья с огромными подплечниками, зрительно утяжелявшими фигуру. Чулок не хватало, поэтому нарядные укороченные платья носили, подкрасив ноги в охристо-бежевый цвет специальной краской, и даже нарисовав карандашом линию шва. Появляться в обществе с голыми ногами, считалось неприличным. Некоторые женщины пренебрегали процедурой окрашивания ног и ограничивались выходными туфлями с белыми носками. Несколько позже Америка предоставила женщинам Европы подарок — нейлоновые чулки. Обувь получила толстые массивные каблуки «столбики» и круглые тупые носки. Иногда ее приходилось делать из любых подручных материалов, но обязательно на толстой, устойчивой подошве из дерева или пробки. Модные нововведения касались прежде всего укладки волос. В период войны распространяются прически с валиками, которые делают из полудлинных волос с завитыми вовнутрь концами. В послевоенное время модными стали «высокие» прически, с воланами надо лбом или подвитыми челками. Волосы, завитые в мелкие кольца, убирают в вязаные сеточки. Эффектным дополнением к скромному, вынужденно унифицированному костюму служили шляпки из тюля, перьев, искусственных цветов, прессованной стружки и даже из бумаги. Повседневным головным убором женщин был также мужской шарф, повязанный наподобие, чалмы вокруг головы. После окончания войны сложившийся облик силуэта с широкими плечами был овеян героизмом, и это помогло ему сохраниться еще в течение последующих четырех лет. Кроме того, в стабильности силуэта играла роль еще и экономическая сторона: малый расход материала, плечи на подкладке удобны для предпринимателей, так как это скрадывало некоторые индивидуальные особенности фигуры, и одежда не требовала подгонки. В период войны химия получила новое волокно — синтетическое, обладающее невидимыми ранее качествами. Оно быстро начинает использоваться легкой промышленностью. Появление новых тканей сказалось и на форме костюма. Синтетика не обладала эластичностью натуральных тканей, поэтому требовала простого покроя, малого количества швов. С другой стороны, она обладала наибольшим числом новых фактур. Большая прочность синтетических нитей используется трикотажной промышленностью для тончайших чулок. В 1945 г. появляется новый покрой — японка с широкой проймой и небольшими подплечниками. Это было первым признаком перехода к новому силуэту, для которого цельнокроеный рукав послужил исходной точкой. После войны в Париж возвращаются лучшие творцы моды. Все они стремятся к созданию нового стиля в одежде, к новому романтизму, контрастирующему форменной одежде и однообразию военных лет, однако никто из них не отваживался создать нечто экстравагантное. Резкий поворот в моде произвел в 1947 г. Кристиан Диор, показав свою первую коллекцию «нью лук». Ретроспективность, историчность этой моды была воспринята с восторгом, как иллюзорный возврат к старому миру, к спокойной и красивой жизни. Женщина Диора опять надела длинную, почти до щиколотки, юбку, обтянула хрупкие плечи и руки тонкой гладкой тканью, приоткрыла грудь, а в вечерних платьях обнажила спину до пояса. В то время это была «дорогая» мода, предназначенная для узкого круга.
Однако она быстро распространилась в Европе и Америке. В самом конце 1940-х гг. модифицируется вечернее платье, появляется тесно облегающий все тело. Моду первых послевоенных лет создавал не один Диор, но и такие парижские кутюрье, как Жак Фат, Кристобаль Ба-ленсьяга, Юбер де Живан-ши и др. Намеченные Диором модные новации стилизации одежды под буквы Н, X, У, А — уточнялись другими талантливыми модельерами. С 1950-х гг. костюм постепенно, шаг за шагом, становится более реалистичным, функциональным и социально определенным. Не утратив женственности и благородства, он точнее определяет облик современной горожанки, уверенной в себе, в меру мечтательной, склонной к активному образу жизни. Его развитие проходит в несколько этапов, дополняющих и отвергающих друг друга.
Контрольные вопросы:
-
Опишите классический костюм военного времени?
-
Что подчеркивало военизацию костюма?
-
Какие нововведения коснулись головных уборов и причесок?
-
Повлияло ли производство новых материалов на форму и конструкцию женского костюма?
-
Расскажите о коллекции «нью лук».
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.