logo
История костюма 1 курс

9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.

В этом десятилетии, по-существу, вся Западная Европа была военным лагерем. Подчиненная Германии и ее союзни­кам, европейская промышленность обеспечивает нужды вой­ны. Франция, по праву считавшаяся лабораторией Высокого шитья и огромной фабрикой по производству предметов рос­ коши, перестает быть законодательницей моды. Многие париж­ские Дома закрылись, многие эвакуировались в Америку. Од­нако новое направление моды в Америке так и не было созда­но. Лишь в области спортивной одежды и спецодежды Амери­ка не знала себе равных, что сыграло значительную роль в раз­ витии костюма последующего времени. Классическим костюмом для периода 1940-1944 гг. стал ансамбль из прямой юбки до колен с объемным длинным жа­кетом без пояса, оформленным высокой застежкой и малень­кими лацканами. Очень часто такие вещи кроились из гражданских мужских пиджаков и ши­роких брюк, бесцельно висевших в шкафах. Несколько позже женщи­ны стали носить такие брюки, при­способив их к своей фигуре. Если в первую мировую вой­ну женщины в экономической жиз­ни страны заняли места мужчин, то во время второй — многие из них были военнообязанными. Этим и объясняется устойчивость военизи­рованного силуэта. Женское платье укорачивается, плечи увеличивают­ся, одежда напоминает форменную, поскольку в деталях фасонов часто встречались военные элементы: ко­кетки с карманами, складками, ши­рокие пояса, манжеты, воротнички по типу мужских и т. д. Военизация сказывается и в гамме цветов — ко­ричневых и хаки.

Наряду с этим существовали и подчеркнуто женственные детали: кружевные воротнички и жабо, бан­ты, баски в виде воланов, но все это оформляло платья с огромными подплечниками, зрительно утяжелявшими фигуру. Чулок не хватало, поэтому нарядные укороченные платья носили, подкрасив ноги в охристо-бежевый цвет специальной краской, и даже нарисовав карандашом линию шва. Появляться в обществе с голыми ногами, считалось неприличным. Некоторые женщи­ны пренебрегали процедурой окрашивания ног и ограничива­лись выходными туфлями с белыми носками. Несколько поз­же Америка предоставила женщинам Европы подарок — ней­лоновые чулки. Обувь получила толстые массивные каблуки «столбики» и круглые тупые носки. Иног­да ее приходилось делать из любых подручных мате­риалов, но обязательно на толстой, устойчивой подо­шве из дерева или пробки. Модные нововведения касались прежде всего ук­ладки волос. В период вой­ны распространяются при­чески с валиками, которые делают из полудлинных волос с завитыми вовнутрь концами. В послевоенное время модными стали «высокие» прически, с волана­ми надо лбом или подвиты­ми челками. Волосы, завитые в мелкие кольца, уби­рают в вязаные сеточки. Эффектным дополнением к скромному, вынужденно унифицированному костюму служили шляпки из тюля, перь­ев, искусственных цветов, прессованной стружки и даже из бу­маги. Повседневным головным убором женщин был также мужской шарф, повязанный наподобие, чалмы вокруг го­ловы. После окончания войны сложившийся облик силуэта с ши­рокими плечами был овеян героизмом, и это помогло ему со­храниться еще в течение последующих четырех лет. Кроме того, в стабильности силуэта играла роль еще и экономическая сто­рона: малый расход материала, плечи на подкладке удобны для предпринимателей, так как это скрадывало некоторые ин­дивидуальные особенности фигуры, и одежда не требовала под­гонки. В период войны химия получила новое волокно — синтети­ческое, обладающее невидимыми ранее качествами. Оно быс­тро начинает использоваться легкой промышленностью. Появ­ление новых тканей сказалось и на форме костюма. Синтети­ка не обладала эластичностью натуральных тканей, поэтому требовала простого покроя, малого количества швов. С дру­гой стороны, она обладала наибольшим числом новых фактур. Большая прочность синтетических нитей используется трико­тажной промышленностью для тончайших чулок. В 1945 г. появляется новый покрой — японка с широкой проймой и небольшими подплечниками. Это было первым при­знаком перехода к новому силуэту, для которого цельнокрое­ный рукав послужил исходной точкой. После войны в Париж возвращаются лучшие творцы моды. Все они стремятся к созданию нового стиля в одежде, к ново­му романтизму, контрастирующему форменной одежде и од­нообразию военных лет, однако никто из них не отваживался создать нечто экстравагантное. Резкий поворот в моде произ­вел в 1947 г. Кристиан Диор, показав свою первую коллекцию «нью лук». Ретроспективность, историчность этой моды была вос­принята с восторгом, как иллюзорный возврат к старому миру, к спокойной и красивой жизни. Женщина Диора опять наде­ла длинную, почти до щиколотки, юбку, обтянула хрупкие плечи и руки тонкой гладкой тканью, приоткрыла грудь, а в вечерних платьях обнажила спину до пояса. В то вре­мя это была «дорогая» мода, предназначенная для узкого круга.

Од­нако она быстро распрос­транилась в Европе и Аме­рике. В самом конце 1940-х гг. модифицируется вечер­нее платье, появляется тесно облегающий все тело. Моду первых послево­енных лет создавал не один Диор, но и такие па­рижские кутюрье, как Жак Фат, Кристобаль Ба-ленсьяга, Юбер де Живан-ши и др. Намеченные Диором модные новации стилиза­ции одежды под буквы Н, X, У, А — уточнялись дру­гими талантливыми модельерами. С 1950-х гг. костюм постепенно, шаг за шагом, ста­новится более реалистичным, функциональным и социально оп­ределенным. Не утратив женственности и благородства, он точ­нее определяет облик современной горожанки, уверенной в себе, в меру мечтательной, склонной к активному образу жизни. Его развитие проходит в несколько этапов, дополняющих и отвер­гающих друг друга.

Контрольные вопросы:

  1. Опишите классический костюм военного времени?

  2. Что подчеркивало военизацию костюма?

  3. Какие нововведения коснулись головных уборов и причесок?

  4. Повлияло ли производство новых материалов на форму и конструкцию женского костюма?

  5. Расскажите о коллекции «нью лук».