5.2 Китайский костюм.
Китай насчитывает 4 тысячелетия своей истории. Уже во втором тысячелетии там были известны письменность и шелководство, издавна славились искусства и ремесла. Производство ремёсел было массовым, а бронза, шёлк, фарфор, лак- предметы роскоши, являлись главным экспортным товаром.
Простейшие формы костюма были подсказаны занятиями людей, сырьевыми возможностями и климатическими условиями — это куртка с большим запахом и застежкой под правой рукой, штаны, шляпа и зонтик, защищавшие от дождя и солнца, накидка из плетеных листьев и соломы. Аристократическая одежда различалась материалом, цветом, количеством ткани, вышивкой и рисунком. Сейчас эта одежда сохранилась как театральная. Крестьяне в своей одежде использовали грубые ткани, дерюгу, ткани, получаемые из волокон растений. С появлением хлопка они носят хлопковые ткани. Одежда из шелка — роскошь, предмет привилегированных групп. Даже богатые купцы при некоторых династиях, торговавшие шелком, сами не смели его носить. Многие пострадали, используя вещи из шелка как нижнюю одежду. Императорскими указами регулировались поставки тканей для одежды. Позже в Китае появляется хлопок, но шелк так и остался привилегией богачей.
Основой китайского костюма являлся халат — распашная
одежда с цельнокроеными рукавами, с разной конфигурацией пол. Эта одежда варьировалась, дополнялась аксессуарами — шарфами, воротниками. В каждом придворном халате были и другие — декоративные рукава, которые свисали до пола. Формы китайских халатов, как и ширина рукавов, различны. В древности даже крестьяне носили одежду с широкими рукавами, а чтобы эти рукава не мешали работать, их подвязывали специальной лентой, переплетенной на груди. В холодное время года китайцы надевали одновременно несколько халатов, а также одежду на подкладке или стеганую на вате. Зимой на севере носили меховые шубы. В дождливую погоду и снегопад поверх обычной одежды набрасывали плащ. Простые люди носили плащи, сплетенные из соломы или травы, богатые — из птичьего пуха или шерстяной ткани.
Важной частью костюма, как в древности, так и в средние века, был пояс — «дай». Его цвет, материал и украшения обычно служили знаком различия аристократии и чиновничества. Виды халатов — это мань, куань-ин и рей.
Мань — торжественная придворная одежда с застежкой под правой рукой и вдоль всего бока, со строго регламентированной и навечно утвержденной вышивкой с изображением драконов в разных вариациях — в зависимости от назначения халата, сословия, принадлежности. Куань-ин надевался под халат мань.
Спереди на халате — отличительный знак бидзи. Он мог быть расположен и со стороны спины: у военных — это изображение барса, тигра, льва, у гражданских — птица. Рей — халат для всех, орнаментированный только по одному типу. Характер его орнамента — растительный или иероглифический.
В старину в официальных формах костюма штаны обычно полностью были скрыты длинными халатами, так как в высших сословиях они были неприличной частью костюма. Конструктивная основа штанов оставалась неизменнойв течение многих веков. Штаны носили по-разному: навыпуск, иногда подвязывали их под коленями или стягивали своего рода гамашами, порой заправляли в голенища сапог или в зимние сапожкообразные чулки.
Носили китайцы штаны-ноговицы: отдельные штанины, которые прикреплялись к поясу при помощи тесемок. Назывались они таоку — «чехол на штаны». От холода китайцев спасали стеганые штаны на вате и надетые сверху ноговицы на вате.
Декоративные изображения на повседневной одежде китайцев имели символический смысл. Мужские халаты часто украшались иероглифами «долголетие». Нередко такой иероглиф окаймляли кольцом из пяти летучих мышей: слова «летучая мышь» и «счастье» в китайском языке звучат одинаково. Типичной китайской обувью были легкие туфли из ткани, пеньки или плетенные из соломы. Толстая подошва изготавливалась из нескольких слоев проклеенной бумаги, ткани или кожи. Крестьяне носили легкие туфли, плетенные из соломы, с толстыми войлочными подошвами. В дождливую погоду надевали скамеечко-образные сандалии без верха, державшиеся на ногах с помощью плетеных жгутов из ткани. Были периоды, когда под влиянием костюма кочевников в Китае носили кожаные сапоги, но при этом вырабатывался свой национальный вариант — сапоги из ткани.
Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел — цзы — и укладывали на темени, закрепляя шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены. После захвата Китая манчжурами всех китайских мужчин заставили брить переднюю часть головы, а шшшт остальные волосы заплетать на затылке в косу. Эта прическа стала своеобразным символом угнетения китайского народа. Поэтому участники восстаний срезали косу.
Головные уборы мужчин были разнообразными. Этикет требовал, чтобы голова была всегда покрыта. Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных юношей эти колпачки могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями. По достижении совершеннолетия (20 лет) проводился ритуал надевания шапки — «гуаньли».
Китайский император носил головной убор, который назывался «мянь». Его могли надевать и другие знатные лица во время совершения священных ритуалов. Конструкция мянь была очень сложной, и все ее детали имели символическое значение.
Мужчины белились и румянились, отращивали ногти и красили их в красный цвет. О благосостоянии китайца можно было судить по длине его ногтей. Особенно длинным был мизинец. Ногти подчеркивали и приспособленность к труду. Древние китайские воины для устрашения неприятеля расписывали лицо тушью.
Костюм для китайцев никогда не был только делом вкуса. Даже украшения должны были указывать на социальное положение владельца. Место владельца в строгой общественной иерархии безошибочно определялось по драгоценностям. Важнейшим элементом мужских украшений являлись поясные застежки и пластинки, как знаки общественного положения. Они появились на одежде в конце III в. до н. э. Застежки — главное украшение мужского костюма. В древности их делали из бронзы, инкрустировали серебром, золотом, полудрагоценными камнями. Позже мужские драгоценно-стали важной частью официального костюма. Выбор материала для изготовления этих драгоценностей четко регулировался законом.
Рукава парадных одежд (широкие и длинные) оттягивали специальные весомые предметы, которые были выполнены из дорогого металла и служили грузиками. Грузики не давали рукавам закручиваться. Обычно их выполняли из бронзы с позолотой. Красивый золотой наперсток служил для защиты длинного ногтя на мизинце. Широко использовались нагрудные цепочки и серьги. Мужчины носили шейные ожерелья, чаще золотые, украшенные благоположительной символикой.
Военных и гражданских чиновников называли мандаринами. Мандарины носили традиционную роскошную одежду вплоть до конца XIX в. В качестве отличительного знака их ранга служили нагрудники. Эту же роль исполняли пуговицы определенной формы, различающиеся по цвету, размерам и используемому для их изготовления материалу. Пуговицы располагались на верхушке шапки.
Женщины в Китае, как и мужчины, носили длинные рубахи и широкие штаны, скрытые под одеждой. Верхний костюм был также подобен мужскому и отличался, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Обычно эти узоры заключались в декоративные круги — гпу-ань. Все изображения в туанях были глубоко символичны. Цветы сливы и нарцисса олицетворяли зиму, пиона — весну, лотоса — лето и солнце, хризантемы — осень. Распространенным было изображение бабочки — символа семейного счастья. Супружеское счастье олицетворяла пара уточек-мандаринок. Туани могли быть сюжетными: в них вышивали девушек и юношей, стариков и младенцев, изящные павильоны, сценки, иллюстрирующие знаменитые литературные произведения.
Женщины находились дома и призваны были создавать уют и тепло. Женщина-аристократка не работала, и самым лучшим украшением ее считалась маленькая нога. Для этого она в детском возрасте подвергалась операции, заключавшейся в тугом забинтовывании ног в кожаные ремни. Их рост в течение нескольких лет совершенно прекращался, пальцы ног подгибались при этом под подошву, в результате стопа сильно деформировалась. Основой женского костюма являлся халат. Он был с цельнокроеными широкими рукавами. Красота халата свидетельствовала о незаурядном вкусе его хозяйки. Халат мог быть без запаха (стык в стык), при этом он застегивался на шелковые петли Форма халатов, конфигурация пол, ширина рукавов различны. Халат опоясывался.
Верхней одежды у богатых женщин почти не было, так как они никуда не ходили, и, тем не менее, своим внешним видом они должны были отражать положение своих мужей. Жены богатых людей меняли прическу по нескольку раз в день, в зависимости от перемены погоды, смены настроения и т.д. Прически женщин сложные, изысканные, сооружались с помощью шпилек и гребней. Каждое утро горничные несколько часов укладывали дамам волосы. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было 2—3 пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла редкая короткая челка. Были и другие варианты причесок, без челки, со спускающимися с висков длинными прямыми прядями, с прикрепленными парными украшениями.
Китайские женщины головных уборов не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор — фэнгуань. Невестам в височные пряди вплетали нити жемчуга, цветные шелковые шнуры, гирлянды мелких цветов. На волосы наносили эссенции и масла, смазывали лаком и воском, посыпали сверху цветной пудрой. Прически украшались цветами, веточками с листьями и мелкими почками.
Женщины обмахивались резными веерами из слоновой кости. Иногда веера выполнялись из бамбука и бумаги. Их украшали стихами и рисунками.
Контрольные вопросы
-
Какая ткань была впервые изобретена в Китае?
-
Что является основой китайского костюма?
-
Перечислите виды китайских халатов.
-
Расскажите о сословных различиях в китайском костюме.
-
Что такое «бидзи»?
-
Каковы особенности костюма мандаринов?
-
Расскажите о женских китайских прическах.
- Дистанционный курс
- Методические рекомендации к работе с курсом
- Критерии оценивания
- Понедельное расписание деятельности студента
- Модуль a.
- Тема 1. Предмет и задачи курса истории костюма.
- Внимательно прочитайте материал и дайте ответы на вопросы в письменной форме.
- 1.1. Предмет и задачи курса истории костюма. Определение основных понятий «одежда» и «костюм»
- 1.2. Костюм и феномен моды
- 1.3. Происхождение костюма
- 2. Древний мир
- 2.1. Костюм Древнего Египта (3000 до н.Э.-200 н.Э.)
- Контрольные вопросы:
- 2.2. Костюм Ассиро-Вавилонии (III —I тысячелетие до н.)
- 2.3. Костюм Древней Персии (I тысячелетие до н.Э.)
- 2.4. Костюм Древней Греции
- 2.5. Костюм Древнего Рима (V в. До н. Э.—V в. Н. Э.)
- 3. Византийский и западноевропейский костюмы эпохи средневековья
- 3.1. Костюм Византии (IV—XV вв.)
- 3.2. Костюм раннего средневековья в Европе. Романский период (IX—XII вв.)
- 3.3. Европейский костюм готического периода (XIII—XV вв.)
- 3.4. Костюм периода «Бургундских мод» (XV в.)
- 4. Костюм эпохи возрождения
- 4.1. Итальянский костюм (XV—XVI вв.)
- 4.2. Испанский костюм (XVI в.)
- 4.3. Французский костюм (XVI в.)
- 4.4. Английский костюм (XVI в.)
- 4.5. Костюм Германии (XV — XVI вв.)
- 5. Костюм народов Востока
- 5.1. Турецкий костюм
- 5.2 Китайский костюм.
- 5.3. Японский костюм
- 5.4. Арабский костюм
- 5.5. Индийский костюм
- 6. . Западноевропейский костюм XVII в.
- 6.1. Французский костюм XVII в.
- 6.2. Испанский костюм XVII в
- 6.3. Английский костюм XVII в
- 6.4. Костюм Нидерландов и Голландии
- 7. Западноевропейский костюм XVIII в.
- 7.1 Западноевропейский костюм 1-й половины XVIII в. (мода рококо)
- 7.2. Западноевропейский костюм 2-й половины XVIII в.
- 7.3 Костюм эпохи Великой французской революции и Директории
- 8. Европейский костюм XIX в.
- 8.1. Стиль «ампир» и время Реставрации Бурбонов в костюме (1804—1820 гг.)
- 8.2. Европейский костюм 20—30-х гг. XIX в.
- 8.3. «Второе рококо» в европейском костюме (1840-1870 гг.)
- 8.4. Европейский костюм 70—90-х гг. XIX в
- 8.5. Костюм стиля «модерн» (конец XIX в.)
- 9. Европейский костюм первой половины XX в
- 9.1. Европейский костюм до первой мировой войны (1900-1914 гг.)
- 9.2. Европейский костюм 1915—1930 гг.
- 9.3. Европейский костюм 1930—1940-х гг.
- 9.4. Европейский костюм 1940 — 1949-х гг.
- 9.5. Европейский костюм Второй половины хх в.
- 10.2. Костюм 1960-1969 гг.
- 10.3. Костюм 1970-1979 гг.
- 10.4. Костюм 1980-1989-х гг.
- 10.5. Костюм 1990-1999-х гг.