logo
История костюма 1 курс

6.4. Костюм Нидерландов и Голландии

Буржуазная революция в Северных Нидерландах привела к образованию из мелких разрозненных провинций единого государства, названного Голландией — по наименованию наиболее крупной провинции. Ра­нее европейские страны не знали такого вида управления. Крупная буржуазия, возглавив массы наро­да, сумела захватить власть в свои руки и свергнуть господство испан­ского абсолютизма. Экономическая структура Южных Нидерландов имела значительно более глубокие феодальные отношения, чем в се­верных провинциях, поэтому в Юж­ных Нидерландах всегда была большая тяга к пышной декоратив­ности в костюме, в то время как в северных — склонность к просто­те. Основные богатства страны заключались во внешней торговле. Рост мануфактуры, особого произ­водства тканей — плюша, барха­та, шелка, льняного полотна ска­зался на состоянии экономики страны. Нидерланды славились производством шерстяных и суконных тканей. Белое тонкое и прозрачное льняное полотно, знаменитые кружева были гордостью костюма нидерландцев.

Нидерландский костюм находился под влиянием француз­ской моды, хотя на него влияла также мода Германии и Испа­нии. Он сформировался в XVI в. на основе бургундских фасо­нов с использованием испанских и французских образцов и не­которых местных особенностей. После завоевания Нидерлан­дов Филиппом II в стране начинает распространяться испан­ская мода. Во время деспотического правления Альбы светлые тона нидерландских одежд потемнели, и лишь в XVII в. нидер­ландский костюм вернул свою самобытность.

На протяжении первых десятилетий века из костюма изго­няется все, что неудобно носить, отказываются от тесной, ско­вывающей движения одежды и после 1620 г. все подбивки в одежде исчезают. Старый костюм — жесткий пурпуэн с фре­зой — остается у людей пожилого возраста и у лиц, занимав­ших административные должности, адвокатов, врачей, ученых, а также у цеховых старшин. В его стабильности сказывалось уважение к традициям, сформировавшихся в период расцвета корпораций и цеховых объединений.

Характерной особенностью нидерландского костюма была простота. Это сказывалось в более упрощенном покрое, кото­рый не придавал фигуре изысканных линий, как во Франции или Англии. Пурпуэн не имел фалд, линия талии слегка завы­шена, прямая баска закрывала бедра, неширокие штаны зак­рывали колена. Единственным украшением строгого костюма был маленький отложной воротник из прозрачной белой тка­ни, законченный кружевом, и такие же манжеты. Заканчива­ли костюм плащ из темной ткани и черная шляпа с полями и высокой тульей.

Новые формы появляются в костюме в середине XVII в., однако новые элементы получают типично голландское толко­вание. У французов перенимаются короткая курточка брасьер и штаны-ренгравы, по­пулярные в детский период Лю­довика XIV. Кур­тка стала более легкой и удобной — длинной до талии и ниже, раз­деленная внизу на восемь частей. Нижняя часть пришнуровывалась к куртке. Рукава, как и кур­тка, стали длиннее и шире, иног­да разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягива­лась шнуром и заправлялась в высокие сапоги. Плащ — прямой, свободный, длиной ниже ко­лен. Чтобы длинные полы не цеплялись за сапоги, каж­дая пола внизу заворачива­лась к верху и пристегива­лась

Обувь была двух видов: туфли с бантами из мягких петель на подъеме, иногда с длинными узкими язычками и сапоги с узкими мягкими голенищами и не­большими раструбами. Их отвороты нередко украша­лись дорогими кружевами. Для верховой езды надева­ли сапоги с высокими каб­луками.

Женские костюмы, так же как и мужские, некоторое время испытывали влияние французской и испанской моды, но со второй полови­ны XVII в. появляются те, которые позднее станут в Голландии «классически­ми». Женщины, приспосаб­ливая чужестранные костю­мы для себя, устраняли все крайности, излишества. Преобладают упрощенные формы, создающие ощуще­ние единого целого. Внешний вид голландского женского платья был очень элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки и в покрое рукавов, и в прическе. До середины XVII в. в моде были высокие плое­ные воротники, фреза достигала огромных размеров. Юбку но­сили с вертюгалями, плоеной баской.

Кроме своеобразных пропорций женский костюм отличался большим разнообразием воротников и головных уборов. Национальным убором, распространенным только в Нидерландах, было покрывало из тонкой ткани, поверх которого надевали плос­кую круглую шапочку с торчащей из нее кистью. В середине века происхо­дит кристаллизация голланд­ского женского костюма. С од­ной стороны, он сохраняет сходство с общеевропейским, с другой — становится еще про­ще и строже. Линии покроя лифа, проймы рукавов подчер­киваются узкой лентой контра­стного цвета, что создает впе­чатление гибкой тонкой талии. Единую линию силуэта с рука­вами создает форма большо­го воротника, отстающего от шеи. Большую роль в голландском костюме играло сопоставление одежды и обнаженного тела. Если во Франции делали большое де­кольте, то здесь декольте заме­нил большой воротник. На пер­вый план выдвигалась скром­ность, добропорядочность и де­ловитость.

Платья шили в основном из однотонных тканей, сочетали различные фактуры: верхнее бархатное и нижнее атласное. На­рядные бархатные и шелковые платья имели шлейф, богато от­делывались кружевами, вышитой каймой, украшались золо­том, кораллами, драгоценными камнями. Костюм нередко до­полнялся бархатной муфтой.

Женщины носили скромные прически с пучками из кос, уложенными на затылке. На висках завивали один или два небольших локона. Почти всегда прически закрывались изящ­ными белыми чепцами, форма которых видоизменялась.

Контрольные вопросы:

  1. Какие ткани экспортировали Нидерланды в Европу?

  2. Назовите характерные особенности фламано-голландского мужского костюма XVII в.

  3. Какие формы преобладали в женском голландском платье?

  4. Расскажите о головных уборах женского и мужского гол­ландского костюма XVII в.