logo
История костюма 1 курс

6.3. Английский костюм XVII в

В Англии шла ожесто­ченная война между дворянством и буржуазией. Сторонники парламен­та — пуритане — были противника­ми пышных обрядов, богатых служб католической и англиканской церк­ви, выступали за «очищение» церк­ви. Они требовали исправления нра­вов, особенное значение придавали внешним формам быта. Подвергал­ся преследованиям и аристократи­ческий дворянский костюм. Это ска­залось на изменении форм английс­кого костюма. В новом облике англи­чан XVII в. проявились новые эсте­тические категории, которые повли­яли на общую демократизацию евро­пейского костюма. Начиная с 30-х гг. в костюме развивают­ся традиции художественно­го стиля классицизма, проти­вопоставляющего пышным французским формам стро­гую размеренность, ясные пропорции и благородную простоту.

Английские дублеты были длиннее французских пурпуэнов, они создавали более плотную и строгую форму и имели менее объемные ру­кава. Отличительной особен­ностью костюма стал высо­кий воротник-стойка (символ пуританства), отделанный кружевом и образующий большой угол на плечах. На темном суконном дублете вы­делялся узор белых. Такой воротник настолько «прижился», что его носили даже по­верх панциря при непол­ном боевом вооружении. Вы­сокая стойка заставляла держать голову прямо и даже несколько откину­той назад. Штаны сужались книзу, создавая плавную линию перехода к сапо­гам. Вместо пышных куд­рявых париков здесь но­сили слегка завитые есте­ственные волосы. В конце века в мужс­ком костюме короткий дублет заменяют коутом — длинной курткой до се­редины бедра, но с рука­вами до локтя.

Как и в XVI в. продолжает существовать костюм различ­ных гильдий, который надевали только ради торжественных случаев. Возникший в эпоху средневековья, он сохранял свой старый облик, и новая эпоха внесла в него лишь отдельные эле­менты. Костюм гильдий надевали сверх обычного бытового. Он состоял из длинного широкого плаща с откидными рукавами, плоского барета и плоеного воротника. В женской одежде так же, как и в мужской, изменения века были вызваны не столько французской модой, сколько влиянием пуритан. В новый женский костюм вносятся детали мужского — большие белые во­ротники и шляпы, которые носятся по­верх маленьких вышитых шапочек. Если на французский кос­тюм повлиял стиль барокко, то в анг­лийском ясно прочитывается воздей­ствие классицизма. Простота конст­рукции женского костюма была сход­на с мужским. Декора­тивные элементы костюма были сведены до мини­мума. Ос­новное вни­мание уде­лялось жи­вописным эффектам, использова­нию плас­тических свойств ткани. Наи­более модной тканью в Англии был атлас, дра­гоценностью — жемчуг, они подчер­кивали белизну кожи, благородную внешность англичанки. В силуэте со­здавались удлиненные пропорции благодаря завышенной линии талии, прямой, заложенной свободными складками юбке. Реальные размеры платья были большими, но, несмот­ря на это, женская фигура казалась в них грациозной и легкой. Это впечатление создавалось благодаря идеально найденным пропорциям: высокая линия талии, узкий лиф имел глубокое каре, широкие рука­ва — низкую пройму, заходящую на лиф и спинку, длину — три четвер­ти. Такие сопоставления подчерки­вают покатость плеч, высоту шеи, хрупкость руки, стройность фигуры. Для женских причесок характер­но одно: спереди волосы приподни­мались, носили маленькую челку, бо­ковые локоны и пучок на макушке. Такую прическу носили и в XIX в., она вошла в историю под названи­ем «английской»

Контрольные вопросы:

1. В чем различие английского костюма XVII в. от француз­ского и испанского этого времени?

  1. Расскажите о появлении редингота.

  2. В чем сказалось сходство женского и мужского костюма в XVII в. в Англии?

  3. Какими средствами добивались впечатления стройности в английском платье?

  4. Какая прическа вошла в историю под названием «английской»?